620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

История охраны труда

История охраны труда

Наивысшим приоритетом всякой деятельности являются человеческая жизнь и здоровье, об этом свидетельствует и логика экономического развития. Охрана труда - ключевой институт социальной политики современного государства. Генезис этого явления происходил в 19 веке параллельно с процессом индустриализации в Европе. В далеком от нас 1802 году в Великобритании Парламент издал акт об охране здоровья, этике поведения мастеров и подмастерьев на ткацких и других фабриках. Надзор за его исполнением сначала осуществлялся добровольцами и, оказавшись неэффективным, был через 30 лет возложен на «лиц, занимающих высокое положение». Назначение первых четырех «инспекторов», в функции которых входил надзор за длительностью рабочего времени, общими условими труда и проблемами детей и подростков, можно считать рождением современной инспекции труда. Однако еще во времена, предшествующие нашей эре, отец медицины, Гиппократ уловил связь между легочными заболеваниями и скальной пылью в каменоломнях. В античном мире передовые представители науки уже осознали понимание рисков, связанных с трудовой деятельностью, необходимость и целесообразность их предотвращения, а в средние века в Европе уже имелось представление о связи различных ремесел с определенными опасностями для здоровья.

В течение 19 века большинство европейских стран постепенно приняло законодательство, адекватное новым тенденциям в развитии промышленности (в Германии и Франции акты об охране труда были приняты и начали действовать к середине века). В 1890 году на конференции в Берлине представители пятнадцати государств приняли первые международные нормы труда и утвердили положение о надзоре за сферой охраны труда, осуществляемом специально подготовленными квалифицированными специалистами, назначенными правительством и независимыми ни от работодателей, ни от работников. Все эти события происходили на фоне ужасающих условий работы, имеющих место в период индустриализации и применения массового труда. В то же самое время наиболее передовые предприниматели Великобритании, Германии и Франции стали выдвигать идею об ответственности и необходимости государственного вмешательства в область охраны труда, ставить вопрос о конституционной обязанности правительства защищать жизнь и здоровье своих трудящихся.

Разумеется, все эти действия были обусловлены, прежде всего, чисто экономическими соображениями, стремлением повысить конкурентоспособность и прибыльность, но не были они лишены и социальной составляющей, правда, не всегда оправданной гуманистической точкой зрения. Правящие круги были озабочены тем, что непосильный и опасный труд подрывает здоровье и лишает жизни их. Очевидно, что движущей силой в формировании критериев достойных условий труда стали политические, экономические и отчасти социальные приоритеты тогдашнего общества.

Адекватное понимание существа общественных процессов в начале нашего века делает эффективную охрану труда необходимой составляющей политики любой цивилизованной страны. Содержание понятия охраны труда наполняется сегодня новым смыслом, однако, в эпицентре дискуссий и по сей день остаются вопросы безопасности, здоровья и благосостояния трудящихся. В широком смысле термин «охрана труда» может включать в себя следующие понятия: безопасность и гигиену труда, общие условия труда и производственные отношения, вопросы, связанные с наймом на работу и проблемы социального обеспечения. В различных странах действуют одно- или многофункциональные системы охраны труда. В сферу действия однофункциональной системы входят лишь вопросы безопасности и гигиены. К сожалению, в нашей стране, наверное, как ни в одной другой, проблемы безопасности на рабочем месте сверхактуальны, наиболее болевой точкой была и остается смертность и травматизм в процессе трудовой деятельности.

Особенно это проявилось в период времени с 90-ого по 99 год – период перестройки. Период распада, закрытия многих предприятий и целых отраслей народного хозяйства. Период беспредела, наживы и безнаказанности, и при создании либо открытии какого – либо производства такая дисциплина как Охрана труда во внимании не принималась, что в свою очередь привело к увеличению производственного травматизма и профзаболеваний в разы.

Статистические данные бесстрастно фиксируют, что из – за производственного травматизма и профзаболеваний общество теряет от 4 до 10% национального валового продукта. Это огромные потери, размер которых можно только назвать, но практически нельзя представить – они огромны.

Эти потери должны быть хотя бы ограничены, лучше уменьшены, а еще лучше минимизированы (при существующих технологиях, технике и организации производства).  Для преодоления этих не просто негативных, но и вопиющих тенденций необходимо аппелировать и к государственным институтам, и к социальным партнерам, целью эффективной политики которых в этой области должно стать создание системы по совершенствованию условий труда и производственной сферы. В 1999 году выходит закон об охране труда. 17.07.99г. №181 РФ Закон «Об основах Охраны труда в РФ» Главная цель – сохранение жизни и здоровья людей в трудовом процессе. Где прослеживается системный подход подразумевающий реализацию принципов по предотвращению и полному устранению профессиональных рисков, защиту социальных прав трудящихся, а, следовательно, совершенствование общих условий труда и систем подготовки и обучения в сфере охраны труда, усиление ответственности работодателя.


© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36