620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Наше экспертное мнение

22 Июля 2019

Дорога к храму. Научный взгляд


ЕКАТЕРИНБУРГ. В июне в Институте экономики УрО РАН (Екатеринбург) проходила 36-я сессия экономико-географической секции Международной академии регионального развития и сотрудничества, где специалисты из Института географии РАН, МГУ и других научных центров России обсудили инновации в территориальном развитии. С одним из ключевых докладов «Пространственные решения в историческом центре города (к дискуссии о 300-летии Екатеринбурга)» выступил зав. сектором размещения производительных сил и территориального планирования ИЭ УрО РАН, доктор географических наук В.В. Литовский. Своими размышлениями на эту тему он поделился с читателями «Науки Урала».

После того как строительство собора святой Великомученицы Екатерины в сквере в центре Екатеринбурга было приостановлено, а затем Екатеринбургская епархия отказалась строить храм на этом месте, прошло уже достаточно много времени, однако дискуссии на эту тему продолжаются. Как в связи с грядущим 300-летием города можно разрешить сложившуюся ситуацию, стоит ли «разжигать огонь» между верующими и неверующими, богатыми и бедными, отцами и детьми, неосмотрительно вторгаться в тонкие вопросы нынешней многоукладной жизни?

По-настоящему проблема будет решена, если инициаторы строительства и в целом все стороны возникшего противостояния осознают, что протесты шли не против храма, а против места его размещения, что люди — и особенно молодежь! — хотят получить свое право решать, что делать с их городом. Настоящая победа для всех наступит тогда, когда Храм — хранитель города станет истинным местом консолидации горожан, будет построен без конфронтации на радость всем, причем

Согласно традициям, на Руси места под православные храмы выбирали возвышенные, видные издалека, чтобы они доминировали над прилегающей местностью, тем самым напоминая человеку о возвышенности духовного мира над земным мирским, не говоря уже о низменном. Места для строительства храмов «указывали» сам Господь, Богородица или кто-то из божьих угодников в видениях, во сне или знамениях. Строить храмы на воде или на низком месте у воды считали нежелательным, поскольку бытовало представление о том, что вода служит границей, которую преодолевает душа на своем пути от земного мира к загробному, что в ней поселяется душа умершего и тревожить ее не следует.

Исторически на предложенном месте в сквере храма никогда не было. Согласно первым планам Екатеринбурга Татищева и де Генина (1720-е гг.) к району нынешнего сквера примыкал пороховой погреб с оборонительными рогатками, так что вынос за крепостную стену храма в этой части исключался по элементарным причинам безопасности и нецелесообразности.


С противоположной стороны пруда напротив этого места впадала речка Мельковка, здесь постоянно происходил намыв сточных грязей и выносов. С 1817 г. в Екатеринбурге началась «золотая лихорадка». На Мельковке построили золотопромывальную фабрику, где использовалась кустарная технология извлечения золота из песков посредством растворения его в ртути в «бочках Агте», названных так по имени горного чиновника Адольфа Агте, первооткрывателя золота в Мельковке. Затем на месте фабрики появился машиностроительный завод Ятеса, а в советское время — завод «Уралтрансмаш». Позже дно реки стало свалкой бракованных деталей и сотен тонн мазута, и «оскверненная река» начала мстить городу и заводу, в дожди заливая цеха, сбрасывая в пруд многометровую жирную няшу, покрывавшую огромную территорию у плотины, которая была убрана только перед 250-летием Свердловска. Несмотря на то что речку заключили в трубу, место напротив предполагаемого храма осталось накопителем стоковой грязи, а также выгула и купания собак, что вряд ли подходит для знакового культового учреждения города.

Неудобно место и для населения, очень опасно в случае чрезвычайных обстоятельств. Ограниченное с севера и востока акваторией пруда, оно оказывается на отшибе, в области ограниченной пешеходной и транспортной доступности, насыщено административными учреждениями. Жилая зона здесь относительно невелика, поэтому микрорайонным центром по сбору прихожан храм не станет, не говоря уже о возможности удобного стяжения народа в масштабе города. В радиусе от него на расстоянии не более 800 м подобные функции успешно выполняют Храм на Крови во имя Всех Святых в Земле Российской просиявших, Большой Златоуст, Храм во имя святителя Иннокентия, Митрополита Московского, Вознесенское Архиерейское подворье, Храм во имя святителя Николая Чудотворца, Часовня в честь великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, наконец, Часовня святой великомученицы Екатерины.

Избранное в сквере место неблагоприятно и с учетом микроклиматических особенностей города. Эта территория повышенной влажности и концентрации пронизывающих насквозь холодных масс, стекающих в зону пониженного рельефа местности. Летом в послеполуденные часы при пасмурной погоде на берегу городского пруда температура воздуха на 1,0–1,5 °С ниже, чем на площадях. Весной наблюдается та же картина. Вблизи прудов и водохранилищ воздух холоднее, поскольку весной он нагревается быстрее, чем вода. Очень заметно это в дневные часы при ясной погоде. На городских набережных из-за возникающих здесь больших температурных контрастов днем в ясную погоду скорость ветра усиливается по сравнению с Площадью 1905 года в два раза. Таким образом, неблаготворное действие влаги на строения и людей вкупе с усиленными пронизывающими ветрами в сквере и опасностями в чрезвычайных ситуациях на набережной не способствуют возведению там храма. Возможно также негативное влияние подземной трассы метро, расположенной в зоне предполагаемого строительства.


Не следует забывать и о том, что многие жители города воспитаны в атеистическом мировоззрении, что Россия — светское государство, не закрепляющее ни одну религию в качестве государственной, а потому располагать храм в районе, где сосредоточены семьи бывшей партийной и советской административной номенклатуры, рядом с Домом старых большевиков, бывшим Домом Советов (ныне Белым домом) и вторым Домом Советов, по крайней мере, неэтично. Ведь эти люди — часть нашего общества и часть нашей истории, а потому в целях сохранения единства мы должны соблюдать толерантность.

Проблему можно снять, если обратить внимание на соседствующие и ныне пустующие места, где храмы в Екатеринбурге уже ранее располагались и действительно в наибольшей степени отвечали требованиям размещения храмов и условиям наилучшего сбора в них горожан.

Во-первых, это место бывшего Кафедрального собора на нынешней площади 1905 года, где присутствие храма придало бы должный статус и действующему учреждению власти — администрации г. Екатеринбурга.

Во-вторых, это место снесенного в 1960-е гг. храма Святой Анны в неиспользуемом ныне сквере напротив гостиницы «Центральная», тем более что новый храм Святой Анны для католической общины города уже построен неподалеку (ул. Гоголя, 9).

Соседство двух храмов Святой Екатерины и Святой Анны было бы символично, поскольку когда город возводился, в нем было много иностранцев и их роль была значительна, а названия храмов органично сочетают в себе не только имена святых, но и императриц Екатерины I и Анны Иоанновны.

Есть и другие варианты размещения храма, например, на оси, соединяющей исторический центр Екатеринбурга с Верх-Исетским заводом и Верх-Исетским прудом, возникшими практически одновременно. Так, размещение храма в районе Екатеринбург-сити, где ранее уже планировалось создать «Башню Екатерины» и бульвар Екатерины, позволило бы не только завершить там екатерининскую тему, но и обеспечить важному городскому центру должный функционал — заниматься бизнесом с ответственностью перед городом и его покровительницей.

Место, выбранное ближе к ул. Челюскинцев, помогло бы охватить также жилой микрорайон, расположенный по другую сторону улицы, а при обустройстве моста в районе ул. Кренкеля или ул. Юмашева — и микрорайон Заречный. Тогда, возможно, реализовалась бы давняя мечта преподавателей и студентов УрГУПСа: связать мостком их «полуостров» с «большой землей», а пойму Исети сделать демонстрационным полигоном инновационной струнно-рельсовой инфраструктуры (экономичного и экологичного надземного транспорта на опорах), что предлагали А.Э. Юницкий и его сподвижники для улучшения транспортно-логистической ситуации в городе. К 300-летнему юбилею города это еще раз позволило бы заявить о том, что Урал — не только родина первого отечественного паровоза, но и опорный край державы, а Екатеринбург — город, открытый передовым транспортным инновациям.


В связи с грядущим 300-летием города хорошо бы позаботиться не только о религиозном, но и о светском воспитании будущих продолжателей лучших традиций промышленного и научного Урала. Городу нужен современный Храм науки — Музей науки и техники, где можно было бы сконцентрировать многообразие мировых научных и технических достижений, включая достижения Урала, знаковые изделия региона, историческую научно-техническую базу УрО РАН (приборы и установки), где могли бы отдавать свои знания подрастающему поколению наши замечательные ветераны, ученые и инженеры, где логично бы замыкался круговорот жизни и все были бы по-настоящему открыты друг другу во имя будущего.

Удобным местом для этого могла бы стать территория бывшего Приборостроительного завода и прежнего расположения Института геологии и геохимии УрО РАН, в радиусе полукилометра от которых сосредоточены корпуса гимназии №9, Колледжа им. Ползунова, Уральского государственного педагогического университета, Уральского федерального университета, Уральский государственный архитектурно-художественный университет и Школа архитектурно-художественного творчества, Институт моды, Институт международных связей, Аграрный университет, наконец, Литературный квартал и ряд других музеев.

Наконец, несколько слов о потенциале Городского пруда для благословения юношества в большую жизнь. Образовательной жемчужиной города стали созданные более полувека назад нашим почетным горожанином, всемирно известным писателем Владиславом Крапивиным клуб и парусная флотилия «Каравелла» имени Аркадия Гайдара. Рядом с Ельцин-центром уцелел и дом Гайдара (набережная Рабочей молодежи, 23, где в 1927 году жил писатель) — ныне исторический памятник. Было бы правильно использовать это достояние для поддержания гордости жителей за наш город. Хорошо бы предоставить «Каравелле» место в Ельцин-центре, а на набережной обустроить причалы для ее флотилии.

Это бы напоминало всем, что мы — «город пяти морей», город «одного замеса» с Санкт-Петербургом. А в акватории Городского пруда, как и в Санкт-Петербурге в день выпускных экзаменов, можно было бы ежегодно устраивать праздник «Алых парусов» с красивым фейерверком во славу вечной молодости града Екатерины, на радость всем нам.

В противном случае неуклюжими действиями мы будем изгонять молодежь не только из храмов, но и из города. Нужно ли нам это?

Владимир Литовский,
доктор географических наук,
заведующий сектором размещения производительных сил
и территориального планирования Института экономики УрО РАН

Источник: газета «Наука Урала»

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36