620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Наше экспертное мнение

27 Марта 2019

В повестке дня – Доктрина продовольственной безопасности России


ЕКАТЕРИНБУРГ. В среду, 27 марта, на площадке «Точка кипения» в Ельцин-Центре состоялось заседание Проблемного совета ИЭ УрО РАН на тему «Региональные приоритеты в новой Доктрине продовольственной безопасности России».

Его организаторами стали Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, министерство агропромышленного комплекса и продовольствия региона, а модератором выступил председатель комитета по аграрной политике, природопользованию и охране окружающей среды, заместитель главы комиссии по межпарламентской деятельности Законодательного Собрания Свердловской области С.В. Никонов.

К участию в дискуссии были приглашены представители органов государственной и муниципальной власти, ведущих вузов областного центра, практики – руководители сельскохозяйственных предприятий и организаций региона.  

С содержательным и развернутым докладом «Продовольственная безопасность России в условиях новой экономической реальности» на совете выступила директор Института экономики УрО РАН, д.э.н. Ю.Г. Лаврикова.

Доктрина продовольственной безопасности, подчеркнула она, один из ключевых документов развития новой экономики РФ. Цель заседания Проблемного совета – проанализировать Доктрину с учетом текущей экономической и политической ситуации, определиться с платформой видения ее на Урале и разработать конкретные предложения по доработке данного проекта, которые уйдут в администрацию Президента России и Совет Безопасности, правительство страны, в Минсельхоз и Минпромторг РФ.

Существующая ныне Доктрина продовольственной безопасности оказала существенное влияние на аграрную политику страны, укрепление ее продовольственной независимости и процессы импортозамещения. Так, прирост среднегодового производства базовых продуктов питания в 2016-2017 гг. по сравнению с 2011-2015 гг., по словам докладчика, составил от 6,2 до 35,5 процентов по разным видам продукции (при приросте населения России всего на 2,1 процента). За 2013 – 2017 гг. агропродовольственный импорт сократился на 33, а экспорт вырос на 28 процентов. Это существенно улучшило внешнеторговый баланс РФ. Сегодня с точки зрения цикличности развития мировой экономики Россия находится в  благоприятном экспортном тренде.


Вместе с тем, с момента принятия действующей Доктрины (2010 г.) появились серьезные внешние и внутренние вызовы, которые необходимо учитывать при актуализации стратегического документа. Поэтому д.э.н. Ю.Г. Лаврикова остановилась на  5 ключевых факторах: санкционной политике в отношении Российской Федерации и ответных контрсанкциях, что обусловило сокращение товарооборота с Евросоюзом; переориентации внешнеэкономических связей страны на Восток - к новым и довольно сложным рынкам; участии РФ в международных интеграционных объединениях (ВТО, ЕврАзЭС, ШОС, БРИКС и др.); недостатке опыта работы на зарубежных агропродовольственных рынках и отсталой инфраструктуре, что препятствуют реализации стремительно растущего экспортного потенциала отечественного АПК.

Таким образом, по ее словам, возникшие угрозы и вызовы определяют необходимость актуализации Доктрины продовольственной безопасности РФ, важность определенного консенсуса и выработки общей платформы, А значит, нужно определиться с рядом ключевых методологических вопросов. Это, прежде всего, соответствие контуров государственной внутренней и внешней политики АПК и национальной концепции продовольственной безопасности.

Далее докладчик сформулировала основные предложения по актуализации проекта Доктрины:
- она должна быть кратким концептуальным документом, определяющим на долгосрочную перспективу (12-15 лет) основные цели, принципы и механизмы решения вопросов продовольственной безопасности страны, охватывающим исключительно конкретные угрозы и риски, гарантии государства и ключевые меры по предотвращению либо устранению их последствий;
- перечень ключевых показателей Доктрины целесообразно формировать с учетом принятых в международной практике подходов к оценке продовольственной безопасности;
- надо методологически определить основные направления решения данных задач;
- разработать и утвердить специальную Дорожную карту на среднесрочную перспективу, в которой сформулировать широкий список целевых показателей по продовольственному обеспечению населения, качеству питания, государственному регулированию экономической деятельности в этой сфере, разграничить ответственность за решение задач продовольственной безопасности и т. д.

После этого об обеспечении качества и безопасности пищевой продукции на потребительском рынке Среднего Урала рассказал.министр агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области Д.С. Дегтярев.

Доклад председателя Комитета по товарному рынку администрации уральской столицы, к.э.н. Е.В. Чернышовой был посвящен анализу мероприятий по увеличению доли продукции местных товаропроизводителей на потребительском рынке МО «Город Екатеринбург».
Доцент кафедры мировой экономики Уральского государственного экономического университета, к.э.н. В.А. Мальцева проследила динамику современного сельского хозяйства - от импортозамещения к экспортно-ориентированному развитию. А ее коллега по УрГЭУ, заведующая кафедрой товароведения и экспертизы, д.э.н., профессор О.Н. Зуева заострила вопросы качества и безопасности, их место и роль при реализации Доктрины продовольственной безопасности РФ.


В свою очередь директор научно-исследовательского института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством Уральского государственного аграрного университета, д.ю.н., профессор Б.А. Воронин в своем выступлении поднял актуальные проблемы правового регулирования сельскохозяйственной деятельности в современных социально-экономических условиях.

Участники заседания и члены Проблемного совета пришли к выводу, что для оценки состояния продовольственной безопасности РФ в качестве критерия может быть применен удельный вес отечественной сельскохозяйственной продукции в общем объеме соответствующих продуктов, имеющих пороговые значения: в отношении зерна - не менее 95 процентов; сахара и растительного масла - не менее 80; мяса и мясопродуктов - не менее 85; молока и молочных продуктов - не менее 90 процентов; рыбы - не менее 80; картофеля - не менее 95, а пищевой соли - не менее 85 процентов.

Не случайно на заседании Проблемного совета были тщательно рассмотрены основные направления в сфере производства продукции АПК, устойчивого развития сельских территорий, а также разумной внешнеэкономической политики.

В работе Проблемного совета активное участие приняла и группа ведущих ученых ИЭ УрО РАН. 

Источник: соб. инф.

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36