620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Наше экспертное мнение

09 Октября 2018

Что нужно современному Екатеринбургу?

ЕКАТЕРИНБУРГ. В здании Ельцин-Центра в рамках Открытого лектория Российской академии наук состоялась лекция «Формула экономического роста регионов России», с которой выступила Врио директора Института экономики УрО РАН, лауреат программы «Лучший экономист РАН», лауреат премии им. В.Н.Татищева и Г.В. де Геннина, д.э.н., профессор Ю.Г.Лаврикова.


Как ученые видят развитие современной экономики? В чем заключаются основные проблемы регионов? Есть ли способы их решения? Каковы методы повышения социально-экономической эффективности развития территорий и обустройства экономического пространства? Какими исследованиями занимаются экономисты РАН? Эти и другие актуальные вопросы стояли в повестке дня очередного лектория.

«За годы рыночной экономики произошло резкое сужение экономического пространства. Раньше планово создавались города, был в приоритете ОПК. Когда отпал этот метод управления, произошел резкий отток населения из сельских населенных пунктов. Экономический рост сконцентрировался в нескольких крупных городах – их 18. В них уезжали и уезжают люди, население их возрастает», – сказала эксперт. По ее словам, в Екатеринбурге основной прирост населения идет за счет мигрантов. И есть мнение, что увеличение числа жителей даст скачок в развитии. По мнению московских экспертов, это возможно, если население Екатеринбурга достигнет 5 млн.

Уральские экономисты считают иначе. «Мы сторонники позиции, что Екатеринбург более 2 млн жителей не «переварит». Гораздо интереснее развивать города-спутники, создавая там среду для проживания. Уже сейчас ежедневно 197 тысяч человек ездят в Екатеринбург на работу и учебу из ближайших пригородов», – заметила Ю.Г.Лаврикова.

При этом она отметила важность территориальной сбалансированности. «В Свердловской области 70 % производства продукции и услуг сосредоточено в Екатеринбурге. Это не может считаться сбалансированным, потому что площадь региона огромна. Население тянется в город, усугубляя проблему. За что ответственны региональные органы – это качество жизни населения. Важно и обустройство территории региона – вплоть до вывоза мусора», – считает ученый-экономист.

«Как же обеспечить сбалансированное развитие Екатеринбурга? Либо мы сохраняем промышленность в городе, либо делаем упор на сервис и торговлю. Но надо понимать экономические законы. Производительность по сервису и торговле ограничена. А по промышленности – нет. Именно она формирует новые рабочие места для цифровой экономики. И сервис под нее меняется», – отметила Ю.Г.Лаврикова.

По ее мнению, необходимо решить – либо Екатеринбург моноцентрический город, либо полицентрический: «Мы пока напоминаем Москву, хотя развиваем и районы, Солнечный, например. Но строительство домов существенно опережает развитие инфраструктуры. Появляется дисбаланс».

Она прогнозирует, что «без проектного подхода добиться развития точек роста невозможно. Пример – вместе с уральским полпредством мы придумали проект «Арктический вектор уральского созвездия». Без других регионов Большого Урала мы не добьемся значимых результатов. Внутренние связи у нас интенсивнее, чем с другими территориями. У нас промышленно развитый юг и природно-сырьевой север, которому нужны технологии. Будет разделение специализаций».

Разница в развитии территорий и ориентированность на центр – проблемы, о которых говорится не первый год и касаются они Федерации в целом: «Есть проблема – рост разорванности экономического пространства. В 2014 разница по доходам между крайними регионами составляет 5,4 раза. Она специально поддерживается государством на приемлемом уровне, она управляемая. По валовому региональному продукту в 2000 году разница составляла в 334 раза между крайними регионами (Москва не в счет), а в 2014 – уже 724 раза. Отсутствует межрегиональный обмен, плюс рождаются социальные конфликты, например, отсюда желание Татарстана получить самостоятельность».

«Нам интересно инфраструктурное развитие, поскольку три четверти трафика идет через Москву, – говорит экономист. – Из Екатеринбурга во Владивосток дешевле улететь через Москву, и это тормозит экономическое развитие. Крымский мост показал, что если навалиться, можно получить быстрый эффект. Но мощнейший пространственный фактор в России еще не стал движущей силой экономического роста. Хотя потенциал тут большой».

Ю.Г.Лаврикова отметила, что стратегия пространственного развития РФ обсуждается уже два года, но ее так и не приняли. Есть пара моментов, за которые столкнулись два лагеря, пояснила эксперт: «Одни ратуют за то, что рост надо сосредоточить в крупнейших городах, а остальная территория пусть тянется следом. Так мыслят сторонники централизованного подхода. Другие говорят, что это неправильно, нужен полицентрический метод, и развивать надо разные ценрты (разного уровня). Первый подход предлагают москвичи, второй – депутаты Госдумы. Вроде бы вторые сейчас побеждают. Еще один момент: можно говорить о развитии городов, а можно - о среде. Или инфраструктуру развивать, или города».

По словам руководителя Института экономики УрО РАН, должно появиться содействие развитию межмуниципального сотрудничества. «Нормативные рамки складываются так, что потратить деньги субъекта РФ на межрегиональный проект – это нецелевое расходование и уголовное дело. Но это нужно для развития экономики. В Германии главы муниципалитетов могут договориться, разделиться по специализации. У нас же институциональные барьеры», – отметила Ю.Г.Лаврикова.


Она также оценила замысел создания Большого Екатеринбурга – агломерации уральской столицы и городов-спутников. По ее словам, де-юре закреплять данный статус, наверное, не требуется.

«Естественные законы экономики уже сработали. Должно быть распределение специализаций, именно так работают главы муниципалитетов Германии, один город отвечает за создание пожарной дружины, другой – за что-то еще. Это так называемая договорная агломерация», – сказала она. Напомним, что в уральской столице разработана «Стратегия развития до 2030 года», которая предполагает тесное сотрудничество с Верхней Пышмой, Арамилью, Сысертью и Березовским.


Врио руководителя Института экономики УрО РАН прокомментировала и проект строительства высокоскоростной магистрали Екатеринбург – Челябинск. По мнению экономиста, чтобы оценить его экономическую обоснованность, надо учитывать возможности бюджета страны. А по последней информации Министерства транспорта РФ, оценочная стоимость уральской ВСМ выросла до 380 млрд рублей.

«Мне кажется, экономически и в таком виде эта идея не оправдается, поскольку большого потока из Челябинска в Свердловск и обратно не будет. Но если этот проект вольется в большие магистрали, которые, например, с Казанью будут связаны, или с Казахстаном, или с северными территориями, тогда, конечно, он принесет определенную пользу», – пояснила она.

Источник: РИА «Новый день»

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36