620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Наше экспертное мнение

19 Июня 2017

Доктор экономических наук Ю.Г. Лаврикова: перед российским обществом сегодня стоят «шесть кадровых вызовов»


ЕКАТЕРИНБУРГ. В Уральском государственном экономическом университете состоялось очередное заседание Евразийского научно-исследовательского института человека (ЕНИИЧ УрО РАН) под председательством академика Валерния Черешнева. На этот раз темой обсуждения стал «Кадровый вызов для общества знаний в условиях новой индустриализации».

Во вступительном слове академик В.А.Черешнев обратил внимание участников на новую тенденцию: современная молодежь все чаще рассматривает образование как самостоятельную ценность, а не как перспективу трудоустройства. Число молодых людей, получивших образование и вообще не работающих (но при этом не ведущих асоциальный образ жизни), постоянно растет: в Японии оно превысило миллион, в Европе оценивается примерно в 7 миллионов человек. С другой стороны, выпускники даже самых сильных вузов, то есть получившие хорошее образование, работают кем угодно, но не по специальности. И вряд ли это можно рассматривать как исключительно негативный фактор и девиантное поведение, характерное для социально благополучных обществ, скорее необходимо думать о совершенствовании существующей модели образования, все еще ориентированной на классическую индустриальную эпоху.

Он также отметил: «Сегодня в мире особое внимание уделяется вопросам экологии, в том числе, в связи с продолжительностью жизни. Россия, где в среднем люди живут 71 год, входит в группу государств, занимающих с 75-го по 130-е место в мире по этому показателю. И, что интересно: после Великой Отечественной войны продолжительность жизни была 58-60 лет и в СССР, и в Америке, и в Японии. Однако сейчас Япония, Андорра, США и еще 40 государств, в том числе Евросоюз, перешагнули 80-летний рубеж. А в генах человека заложено 100-120 лет».

На заседании речь и шла о системе непрерывного образования, образования для взрослых, кадровой переподготовки. Об этом говорила в своем докладе «Некоторые направления кадровой модернизации в условиях формирования общества знаний» Врио директора Института экономики УрО РАН, доктор экономических наук, профессор Юлия Лаврикова. По ее мнению, новая индустриализация кардинально отличается от того исторического процесса, с которым был когда-то связан этот термин: знания сегодня, наряду с трудом и капиталом, становятся основными источниками развития производственных отношений. Это позволило докладчику сформулировать «шесть кадровых вызовов», стоящих сейчас перед российским обществом.

Председатель комитета Законодательного Собрания Свердловской области по аграрной политике, природопользованию и охране окружающей среды Сергей Никонов отметил, что вопросы экологии необходимо обсуждать как научную проблему в контексте не только региона и страны, но также как часть глобальных процессов. «Университет, который славится обширными международными связями, – прекрасная площадка для подобной дискуссии», - сказал докладчик. Он рассказал, что «зеленая» экономика – это безусловное требование будущего. Перед нами больше не стоит задача, как в ХХ веке, наращивать промышленное производство любой ценой. Если мы хотим оставить в наследство будущим поколениям здоровую планету, то уже сейчас должны думать о том, чтобы внедрять на наших предприятиях современные экологически чистые технологии. «Подобные планы учтены также в программе «Пятилетка развития» врио Губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, а значит, проблема экологии производства в нашем регионе в ближайшее время получит непосредственное решение», - отметил спикер.

О необходимости и направлениях формирования «зеленой экономики» на Урале рассказал главный научный сотрудник Института экономики УрО РАН, доктор экономических наук Владимир Бочко. По его мнению, «зеленая» экономика направлена на экономное потребление тех ресурсов, которые в настоящее время подвержены истощению, и рациональное использование неисчерпаемых ресурсов: «Зеленая экономика в России пока не приживается, в отличие от других стран, к примеру, Казахстана, где в 2013 г. принята Концепция по переходу к «зеленой экономике». Главная цель преобразований - переход к экономике новой формации посредством повышения благосостояния, качества жизни населения и вхождения страны в число 30 наиболее развитых стран мира при минимизации нагрузки на окружающую среду и деградации природных ресурсов», - сообщил В.С. Бочко. В своем выступлении он представил мировые тренды в решении экологических проблем: повышенное внимание возобновляемым источникам энергии, активный переход на электромобили, превращение мусора в источник энергии и прибыли, усиление экологического дизайна и построение развития государств на принципах «зеленой экономики».

Деловым и содержательным было выступление доктора технических наук, вице-президента Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Анатолоия Сысоева, поднявшего тему «амортизации знаний». Сегодня в стране не существует единой системы переподготовки кадров, тогда как каждый специалист нуждается в повышении квалификации с отрывом от производства хотя бы раз в пять лет. Необходима концепция продолжения профессионального образования, создание соответствующих департаментов в министерствах, включение вузов в подготовку курсов (около трети американских университетов предлагают программы переподготовки). Наконец, предприятия должны иметь право вкладывать средства в переподготовку своего персонала аналогично тому, как они обязаны иметь амортизационные фонды. «Инвестиции в человека — самое дорогое, но и самое необходимое», — заключил свое выступление А.В.Сысоев.

Во многом созвучны названным были и выступления других докладчиков. Так, доктор педагогических наук Н.О. Вербицкая (УГЛТУ) подробно описала разницу между пониманием термина «компетенция» в российском и финском высшем образовании, а С.Е. Поляков, сравнивавший систему подготовки кадрового резерва в России и Китае, с огорчением отметил, что повышение квалификации сегодня воспринимается как тренинг по повышению скорее персональных компетенций, нежели чем квалификации как части производственной системы.

А может, это и правильно? Если человек вкладывает свое личное время и деньги в образование, почему он должен это делать не для себя лично? Почему должен оглядываться на интересы работодателя, которому это обучение будет приносить дополнительную эффективность и выгоду?

Прозвучал еще целый ряд интересных докладов:

- советник Уполномоченного по правам человека Свердловской области, доцент кафедры земельного и экологического права УрГЮУ Ирина Литвинова - «Защита экологических прав. Взаимодействие Уполномоченного по правам человека с институтами гражданского общества»;

- председатель Комитета по экологии и природопользованию Администрации г. Екатеринбурга Егор Свалов - «Обращение с твердыми коммунальными отходами в городе Екатеринбурге»;

- заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Дмитрий Козловских - «Об установлении границ санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения по Свердловской области»;

- директор ОГБУ «Центр экологического контроля и мониторинга» Ольга Орлова – «Об экологической ситуации в Свердловской области»;

- генеральный директор Уральского центра энергосбережения и экологии, профессор кафедры Экономической безопасности УрФУ Валерий Ануфриев - «Концепция моделей перехода к экологически ориентированной «зеленой экономике»;

- профессор кафедры гражданского права УрГЭУ Яков Яндыганов - «Организационно-экономический механизм обеспечения экологической безопасности (по результатам исследований УрГЭУ)»;

- доцент кафедры гражданского права УрГЭУ Виктор Кузнецов - «Ликвидация ранее накопленного экологического ущерба: проблемы и инструменты решения».

Участники заседания Института человека, среди которых были ученые и общественные деятели, преподаватели и представители органов власти, пришли к выводу, что экология и качество жизни граждан должны лечь в основу госполитики страны. Только в Свердловской области за последние 12 лет продолжительность жизни увеличилась на восемь лет. Тем не менее, в регионе остается ряд экологических проблем, связанных с производствами. Разговор на эту тему участники дискуссионного клуба планируют продолжить в сентябре

Источники: газета «Наука Урала», пресс-служба УрГЭУ

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36