620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Наше экспертное мнение

19 Апреля 2017

Круглый стол «Модель управления развитием городов: возможности передачи полномочий муниципалитетам»


ЕКАТЕРИНБУРГ. На прошлой неделе в Екатеринбург съехались представители более 40 городов – со Свердловской области и со всей России. Чиновники жаловались на безденежье, сетовали на отсутствие прав и море обязанностей.

В мэрии Екатеринбурга прошёл круглый стол с весьма урасноречивым названием «Модель управления развитием городов: возможности передачи полномочий муниципалитетам». Мероприятие было организовано администрацией столицы Урала, ассоциацией «Города Урала» и фондом «Институт экономики города» (Москва). Участие в нём приняли более четырёх десятков руководителей городов Свердловской области, Урала, Сибири и Поволжья.
 
«Тема более чем серьёзная, – сказал по этому поводу Евгений Ройзман, глава Екатеринбурга. – Речь идёт об экономическом выживании городов. Когда-то у нас в регионе было 13 городов-доноров. Потом их количество снизилось до 11, 8, 4… Сегодня остался только один донор – Екатеринбург. А проблема в том, что у нас одно за другим отнимают полномочия: градостроительные, земельные, по рекламе…».
По словам мэра, после перераспределения ряда полномочий в пользу региональной власти мегаполис столкнулся с массой трудностей. В частности, сократились поступления в бюджет города, возникли противоречия в нормативно-правовой базе, ослабла оперативность их устранения. Конечной оценкой эффективности принятых решений могут служить доходы городской казны. Города должны иметь возможность планировать свою жизнь на 5-10 лет вперёд и быть уверены, что переданные им полномочия сохранятся и позволят идти по пути разработанной стратегии развития.

Первые два типа могут быть установлены для небольших населённых пунктов, полномочия властей которых должны быть сохранены. А 18 городам России с населением более чем 1 миллиона человек или около того может быть придан статус «городских автономий» с расширением полномочий по сравнению с уже определёнными федеральными законами. Речь может идти о дополнительных правах и обязанностях в сфере соцзащиты населения и возможности самостоятельно определять дополнительные категории горожан, нуждающихся в поддержке. Сюда же относятся контрольные функции в сфере градостроительства, предоставление городам возможности устанавливать собственные тарифы на коммуналку и капитальный ремонт жилья, возможность распоряжаться неразграниченными землями.

Все эти новации, по мнению учёных, должны привести к увеличению доли местных бюджетов в общей системе бюджетов всех уровней. Кроме того, вырастут частные инвестиции в городскую инфраструктуру и доходы казны от муниципальной недвижимости.
«Сейчас в Екатеринбурге разрабатывается стратегия развития до 2035 года, – сообщила Юлия Лаврикова, Врио директора Института экономики УрО РАН, доктор экономических наук. – К тому времени крупнейшие города станут центрами новой индустриализации. Между тем объём средств, который они получают, постоянно сокращается. Реальные доходы местных бюджетов не успевают за инфляцией…».

Ю.Лаврикова даже предложила 30% налога на доходы физических лиц (НДФЛ) оставлять городам-миллионникам, но эти её слова были встречены собравшимися с большим скептицизмом.
«Это, конечно, мечта, – считает Марина Ряжкина, замглавы администрации Верхней Пышмы. – Но новые полномочия будут бессмысленны, если не будут подкреплены финансово».

Чем закончится этот «бунт на корабле» – большой вопрос. Организаторы пообещали, что все предложения и мнения, высказанные экспертами и руководителями муниципальных образований, будут систематизированы организаторами и направлены в адрес разработчиков новой модели развития городов, работу над которой ведёт фонд «Институт экономики города».

«У нас нет идеи произвести революцию в бюджетных отношениях, и понятно, что многое придётся решать на федеральном уровне» – подчеркнул Александр Пузанов. – Главный риск – это если после перераспределения полномочий у регионов останется мало денег и малоуспешные города вообще останутся ни с чем. Но, с другой стороны, есть надежда, что крупные города саккумулируют ВВП на уровне страны и «большая вода поднимет все лодки».

«Да, пока такой нормы, как городская автономия, в законе нет, – отметил Александр Якоб, глава администрации Екатеринбурга. – Но если будет политическая воля, никакой проблемы я не вижу. Если будет конкуренция двух управляющих команд – всем жителям будет лучше. Хотим мы этого или нет, но агломерация вокруг Екатеринбурга уже сложилась…».

Впрочем, представитель областного правительства высказался по поводу возможных реформ достаточно уклончиво. «Мы понимаем, что Екатеринбург – это локомотив всего Среднего Урала и один из самых развитых городов в России, – подчеркнул Александр Высокинский, заместитель губернатора Свердловской области. – Президент Владимир Путин неоднократного говорил о муниципалитетах как о базе для развития всей страны, так как они ближе к людям. И в любом случае все эти вопросы необходимо обсуждать…».

Источник: АиФ-Урал

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36