620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Наше экспертное мнение

05 Апреля 2017

Ведущий научный сотрудник Курганского филиала ИЭ УрО РАН Николай Кремлев: Зауралью нужна новая структура управления


КУРГАН. Принятие федерального закона от 3 апреля 2017 года N 62-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволит значительно улучшить управляемость экономикой и обеспечить повышение уровня жизни населения регионов России, в том числе – и в Курганской области. Об этом заявил Николай Кремлев, профессор, ведущий научный сотрудник Курганского филиала Института экономики УрО РАН.

«Действующая 75 лет пятиуровневая структура управления национальным хозяйством Курганской области оказалась несовершенной и неэффективной, очень дорогой для населения в условиях рыночной экономики. Управленческие решения губернатора доходят до сельских населенных пунктов через значительные бюрократические препятствия искаженными, часто не исполняются. Также часто не доходят до сел в полном объеме финансовые, материальные и другие ресурсы.

В подчинении губернатора находятся 26 муниципальных руководителей, управлять которыми в рыночных условиях становится просто невозможно, и даже разбухший аппарат правительства региона не в состоянии дать объективную информацию об эффективности их работы. С одной стороны, муниципалитеты не подчиняются государственной власти, а с другой – правительство области, передав им избыточные функции, не обеспечило их финансами.

Единственным рычагом управления муниципальными руководителями осталось выделение дотаций, которые планируются без достаточных научных обоснований. Поэтому дальнейшее использование существующей системы управления муниципалитетами может привести к социальному взрыву в сельской местности.

Закон позволяет ввести новую структуру управления Курганской областью. В соответствии со статьей 2 ч. 1 нового закона, рекомендовано создавать «городской округ – один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации».

На территории Курганской области было бы целесообразно создать шесть городских административных округов: Центральный (г. Курган), Западный (г. Шадринск), Восточный (г. Петухово), Северный (Каргаполье), Южный (г. Куртамыш), Юго-западный (г. Шумиха).

Целью перехода на новую структуру управления муниципалитетами является создание концентрированной и эффективной системы взаимодействия между правительством области и районными подразделениями. Необходимо при ограниченных ресурсах оптимизировать систему власти с учетом интересов населенных пунктов. Власть в регионе должна перейти к домашним хозяйствам (населению), проживающим на конкретной территории, а городские округа и правительство области – обеспечивать им «условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7 Конституции РФ), то есть условия труда, быта, досуга и безопасности.

Важно снизить уровень бюрократии путем внедрения трехуровневой системы управления муниципальными образованиями, наделив городские округа полномочиями по управлению и регулированию процессами, кадрами, финансами и др. Аппарат управления рекомендуется сократить в полтора раза, а сэкономленные ресурсы направить на повышение уровня жизни населения, строительство социального жилья, объектов социальной инфраструктуры, дорог и т. д.

Усиление заинтересованности органов местного самоуправления в повышении эффективности управленческой деятельности, по нашему мнению, следует строить на принципах, основу которых составляет поощрение развития всех без исключения муниципальных образований.

Нужны инструменты регулирования межбюджетных отношений региона и городских округов, предусматривающие возможность перераспределения финансовых средств между бюджетами разных уровней в виде финансовой помощи и необходимость обоснования конкретных условий и критериев перераспределения.

Для этого предлагается выделение в составе межбюджетных трансфертов, направляемых из регионального бюджета бюджетам городских округов, целевых финансовых средств (в организационной форме Фонда поддержки социально-экономического развития муниципальных образований), распределяемых между муниципальными образованиями через систему критериев отбора. Субсидии из Фонда предоставляются городским округам, определяемым в результате оценки устойчивости развития территорий. А размер субсидий будет определять уровень и динамика устойчивого развития.

В порядке эксперимента предлагается провести апробацию до 2020 года новой структуры управления на примере объединения города Шадринска и Шадринского района. Эффективность такой идеи уже доказана на опыте работы федеральных структур (статистики и налоговой службы)».

Источник: РИА «ФедералПресс»

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36