620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Новости Института

28 Января 2018

«Зеленая экономика» как предчувствие


ЕКАТЕРИНБУРГ. В четверг, 25 января, в конференц-зале ИЭ УрО РАН состоялся научный семинар Центра экономический безопасности, на котором выступил ведущий научный сотрудник, д.и.н., профессор В.Л. Берсенев. Тема его доклада - «Предчувствие «зеленой экономики»: эволюция нормативно-правового обеспечения эколого-экономической безопасности».

Докладчик начал с определений. По его мнению, «зеленую экономику» и эколого-экономическую безопасность объединяют многие факторы, хотя сама по себе эта категории довольно расплывчаты. Так, экономическая безопасность часто трактуется как состояние защищенности жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Экологическая безопасность  чаще всего – это допустимый уровень негативного воздействия природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и человека. А основу эколого-экономической безопасности, по сути, составляют три бренда и характеристики: устойчивое и эффективное развитие социально-экономических систем (стран), рациональное использование природно-сырьевых ресурсов и охрана окружающей среды, что в целом гарантирует улучшение качества жизни людей и сохранение среды обитания.

Говоря о международном праве в этой сфере, докладчик отметил этапы борьбы за «новый международный экономический порядок» (1974-1990 гг.). Это: Декларация и программа действий по установлению нового международного экономического порядка (резолюция спецассамблеи ООН, май 1974 г.); Хартия экономических прав и обязанностей государств (резолюция ГА ООН, декабрь 1974 г.); объединение и прогрессивное развитие принципов и норм международного экономического права, касающихся, в частности, правовых аспектов нового международного экономического порядка (резолюция ГА ООН, декабрь 1979 г.); укрепление доверия в международных экономических отношениях (резолюция ГА ООН, декабрь 1983 г.); Декларация о международном экономическом сотрудничестве, в частности оживлении экономического роста и развития развивающихся стран (резолюция спецассамблеи ООН, май 1990 г.) и др.

К числу ведущих международных природоохранных организаций профессор В.Л. Берсенев отнес Глобальный экологический Фонд, Международный союз охраны природы, Всемирный фонд дикой природы, Международную (всемирную) комиссию по окружающей среде и развитию («Комиссия Х. Брундтланд»). Он кратко проанализировал их деятельность и вклад  укрепление экологической безопасности планеты.

Что касается национального уровня регулирования деятельности по обеспечению эколого-экономической безопасности, то правовая база РФ в этой области, по мнению эксперта, выглядит довольно скромно. Фундаментом здесь докладчик считает закон РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19 декабря 1991 г. № 2060-1, статья 2 которого называется так: « Научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду»; Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ; два закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 и от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ.

Кроме того, отношения в сфере национальной и экономической безопасности регулируют и другие нормативные акты: Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) от 29 апреля 1996 г.; Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Утверждена указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г.; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена указом Президента РФ от 12 мая 2009 г.); Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена указом Президента РФ от 13 мая 2017 г.) и т. д.

Стратегические цели обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования в РФ хорошо известны: это, главным образом, сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики; ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата. А к основным вызовам и угрозам экономической безопасности относятся, как ни странно это прозвучит, развитие «зеленых технологий»; установление избыточных требований в области экологической безопасности; рост затрат на обеспечение экологических стандартов производства и потребления. Заметно, что между предтавителями экономики (крупного бизнеса) и экологами (защитниками национальной природы) идет необъявленная «холодная война». Хотя основными задачами по реализации направления, касающегося обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики РФ, является комплексная модернизация производственно-технологической базы отраслей реального сектора экономики с учетом требований промышленной и экологической безопасности;

Далее докладчик подробно остановился на основных положениях государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (принята в 1994 г.) и Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996 г.), в которой особо выделил задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию страны: ссоздание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды; разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за её экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и её отдельных элементов; оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия; формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

Говоря об Экологической доктрине Российской Федерации (2002 г.), пролфессор В.Л. Берсенев подчеркнул, что «стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны».

Но как эти задачи и проблемы решаются на региональном уровне? Например. нормативные акты Свердловской области четко регулируют отношения в сфере экономической и экологической безопасности. Речь в данном случае идет о постановлении главы региона от 14 апреля 1995 г. «О разработке Программы перехода Свердловской области на модель устойчивого развития», о Концепции схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года; о Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года и о Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года.

В частности, цели и задачи последнего документа предполагают обеспечение благоприятного состояния окружающей среды и создание условий для повышения качества жизни граждан, сохранение и восстановление естественных экосистем, природных ландшафтов и природных комплексов. Для достижения этих рубежей, считают законодатели, экономисты, ученые и экологи, необходимо комплексное, системное и целенаправленное решение неотложных проблем в следующих сферах: улучшении качества окружающей среды; реабилитации здоровья населения, подверженного неблагоприятному влиянию факторов среды обитания; в рациональном использовании природных ресурсов и восстановлении природных комплексов; в грамотном управления экологической безопасностью и экологическими рисками.

Кстати, привел пример докладчик, в проекте Программы перехода Уральского экономического района на модель устойчивого развития, разработанной в 1995 году, головной организацией-исполнителем проекта значится Институт экономики УрО РАН, соруководители - академик РАН Л.И. Леонтьев и член-корреспондент  РАН А.И. Татаркин. Тогда приоритетными направлениями перехода УЭР на модель устойчивого развития ученые-экономисты не без оснований считали обеспечение экономической и экологической безопасности; финансово-кредитную и структурно-инвестиционнуюактивность; социальный капитал и социальную сферу; организационные механизмы регионального регулирования, а также совершенствование территориальной организации производства и системы расселения с учетом социально-экономических последствий техногенной нагрузки и состояния окружающей среды. Время подтвердило их правоту.

Какое же предчувствие возникло после всего услышанного?

Очевидно, что тезис «Догнать и перегнать природу!» безнадежно устарел, он становится опасным. В повестку дня все громче просится серьезный анализ  производственных, научно-технических, морально-этических и философских проблем, связанных с функционированием цивилизации в условиях свободы от технологических и материальных ограничений. Человечеству пора отказаться от простых экстраполяционных построений будущего, от спонтанных и не поддающихся прогнозированию моделей. Ведь в результате человеческой деятельности жизненная «подъемная сила» Земли начинает приближаться к своему пределу, ее способность к самовосстановлению уже падает по экспоненте, и наша планета, будучи непомерно перегруженной, сама вряд ли сможет вернуться к состоянию равновесия. На пороге ХХI века мир уже столкнулся с множеством грозных явлений. Как правило, все они - побочные и нежелательные результаты активной деятельности людей. Биосфера Земли деформируется, с большим трудом неся на себе груз размножающегося человечества. Поэтому новое тысячелетие для него будет таким глобальным вызовом, какого история, пожалуй, еще не знала.

В обсуждении доклада приняли участие д.э.н. А.А.Куклин, д.э.н. Н.В.Кривенко, к.э.н. Н.Л.Никулина, к.э.н. П.А.Пыхов, д.э.н. С.В.Дорошенко и другие.

Итоги работы семинара подвел руководитель Центра экономической безопасности, д.э.н., профессор А.А.Куклин.

Источник: соб. инф.

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36