620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Новости Института

28 Февраля 2017

Доктор экономических наук, профессор РАН Виктория Акбердина приняла участие в Гайдаровских чтениях

ЕКАТЕРИНБУРГ. Свердловская область достойно преодолела период экономической турбулентности, а в сфере финансово-бюджетной политики ставит перед собой взвешенные и реальные задачи. Большинство экономических и бюджетных показателей региона – выше общероссийского уровня. К такому мнению пришли участники Гайдаровских чтений, которые прошли 17 февраля 2017 г. в Екатеринбурге, объединив экономистов, ученых, представителей органов власти, промышленности и банковского сектора.  

Основной темой мероприятия,  организованного Фондом Е.Гайдара, Институтом экономической политики имени Е.Гайдара и Уральским институтом управления -Филиалом РАНХиГС, стала ситуация в региональных финансовых системах в условиях кризиса (бюджеты регионов и банки Уральского федерального округа).

На пленарной сессии «Экономическое развитие России и региональные бюджеты в условиях кризиса» ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Владимир Мау отметил: «Россия за последние два года очень эффективно адаптировалась к новым экономическим реалиям и прошла эти два турбулентных года очень эффективно, в отличие от большинства других стран, принимая ответственные решения. Динамика безработицы не росла, мы прошли без потерь для золотовалютных резервов, без серьезных социальных проблем.  Мы достаточно стабильны. Свердловская  область прошла этот период очень хорошо. С учетом экономической структуры региона девальвация здесь играла благоприятную роль - с точки зрения экспертного потенциала и динамики экономики, рост промышленности у вас под 10 процентов, это выше общероссийского уровня».

Говоря о подходах к формированию бюджета Свердловской области, вице-губернатор региона – министр финансов Галина Кулаченко пояснила: «Мы рады, что не оправдались наши консервативные прогнозы на 2016 год: годовые показатели по доходам мы перевыполнили на 3,7 миллиарда рублей, дефицит составил 5,9 миллиарда рублей – на 8,8 миллиарда меньше, чем было установлено в законе о бюджете. Кроме того, верхний предел государственного долга  года сложился на 6 миллиардов рублей меньше установленного законом. В 11 миллиардов оценивается эффективность работы правительственных комиссий с проблемными промышленными предприятиями, 3,3 миллиарда удалось сэкономить на снижении начальной максимальной цены при проведении закупок, 2,7 миллиарда - эффект оценки инвестиционных проектов. Свою копейку приносит и уральское ноу-хау: практика оплаты госзаданий только при условии их качественного и полного выполнения. В противном случае бюджетные учреждения будут вынуждены вернуть средства, перечисленные им в первом квартале. В 2016 году эффект от этой меры оценили в 37 миллионов рублей».
Глава финансового ведомства также отметила, что задача региона -  продолжить реализацию мероприятий по росту доходов, эффективному расходованию бюджетных средств, том числе на поддержку экономики для усиления её конкурентных преимуществ и снижения барьеров развития. Кроме того, продолжится реализация мероприятий по оценке эффективности расходов. В части долга будет продолжена практика замещения рыночных обязательств, а также использования механизмов возвратного финансирования. Планируется диверсифицировать кредитный портфель, увеличив долю государственных облигаций, как инструмента, позволяющего более равномерно распределять долговую нагрузку. Г.Кулаченко уточнила, что в 2018 году Свердловская область должна выйти на профицитный бюджет и дальше снижать государственный долг. Именно на эту цель сегодня направлены мероприятия по оптимизации расходов областной казны. Однако эксперты не уверены, что жесткая бюджетная политика - оптимальная стратегия на ближайшие годы.

Федеральные эксперты признали взвешенность подходов Свердловской области к формированию и исполнению бюджета. По мнению научного сотрудника лаборатории бюджетной политики Научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической политики имени Е.Гайдара Александра Дерюгина, выступившего с докладом «Бюджеты регионов: текущее состояние и перспективы», «Свердловская область предпринимает абсолютно правильные шаги, направленные на стабилизацию госдолга, и его последующего снижения. Сейчас, когда доходы региона выросли, есть хорошая динамика, важно не поддаться искушению потратить все, что заработано, а работать по снижению госдолгу. Что касается оптимизации расходов – это не временное явление и всем регионам нужно думать, как сокращать бюджетную сеть».

«Оптимизация расходов и стимулирование доходной части – основные направления взвешенной бюджетной политики. В Свердловской области высокий показатель экономического роста, он обеспечивает высокие доходы населения, соответственно, это расширяет возможности для мобилизации доходов.  Структура расходов должна быть сбалансированной, а траты на обслуживание долга сокращаться», - отметил директор Центра структурных исследований РАНХиГС при Президенте РФ Алексей Ведев. Тема его доклада - «Среднесрочный прогноз развития экономики и банковского сектора РФ»

С развернутым докладом «Бюджет как направляющая основа социально-экономического развития индустриального региона» на чтениях выступила заведующая Отделом региональной промышленной политики и экономической безопасности, д.э.н., профессор РАН Виктория Акбердина.

Во вступлении она отметила место и роль типичного индустриального региона (Свердловской области) в экономике России, дала оценку его промышленного и инновационно-технологического развития. В основной части доклада В.Акбердина осветила результаты исследования «бюджетов развития» других индустриальных субъектов Федерации. Оно показало, что расходы бюджетов в новых индустриальных регионах и территориях, укрепивших свой индустриальный статус, в 1,5 раза выше, чем в индустриальных регионах, доля промышленности которых стремительно падает. Именно это и приводит к возникновению так называемого резонансного отклика экономической системы на меры поддержки. Иные факторы здесь совершенно не просматриваются, поскольку доля частных инвестиций и расходы на НИОКР в % к ВРП во всех индустриальных регионах примерно одинаковы. То есть все дело в бюджете развития.
Так, в пятерке регионов с наиболее эффективной промышленностью, отметила докладчик, доля расходов на статью «национальная экономика» составляет от 20 до 30% консолидированного бюджета региона. Например, в Татарстане треть бюджета республики – это расходы на поддержку экономики. А в это же время в Свердловской области эта величина составляет в среднем за 4 года – 14% от консолидированного бюджета, а от исполненного областного бюджета еще меньше. Если сопоставить бюджет развития экономики с ВРП, то в лучших регионах эта величина составляет от 2,5 до 4%. И отдача от этих расходов видна на динамике ВПР и индексе промышленного производства. В Свердловской области бюджет развития на экономику составляет чуть более 1% от ВРП (1,2% - 2015 г., 1,1% - прогноз на 2016 г).    

Таким образом, подчеркнула В.Акбердина, анализ практики индустриальных регионов подтвердилфакткаталитической роли государственной поддержки для индустриального развития. В тех регионах, где выделяется высокий уровень государственных расходов в расчете на 1 млн. выпуска промышленной продукции, среднегодовой индекс промышленного производства (ИПП)  существенно выше. В то же время, государственные расходы на развитие промышленности не являются панацеей. Здесь важно не увлечься данной идеей. Нельзя рассчитывать на масштабные государственные инвестиции, направляемые на строительство новых заводов. Заводы должны строить частные инвесторы. Государственные расходы выступают лишь импульсом, привлекающим инвестиции частного сектора, снижающим риски и повышающие конкурентоспособность территории.

В итоге В Акбердина пришла к выводу: опираясь на анализ опыта лучших индустриальных регионов, бюджет развития экономики региона должен составлять не менее 2,5% от ВРП. Соответственно, по отношению к нынешнему уровню расходов для обеспечения устойчивого развития и достижения поставленных задач бюджет развития экономики Свердловской области должен быть выше в 2,2 раза.

Другие эксперты – в частности, Сергей Дробышевский, директор по научной работе Института экономической политики имени Е.Гайдара; Павел Трунин, старший научный сотрудник Лаборатории изучения проблем центральных банков РАНХиГС при Президенте РФ, Виктор Ярошенко, главный редактор журнала «Вестник Европы», Григорий Томчин, президент Фонда поддержки законодательных инициатив - отмечали, что в Свердловской области одни из самых высоких темпов роста бюджетных доходов в стране, что позволяет останавливать рост долговой нагрузки, кроме того, в структуре госдолга субъекта Федерации очевиден рост бюджетных кредитов, что ведет к снижению расходов на обслуживание долга. Кроме того, Средний Урал – один из российских лидеров по темпам исполнения «майских» указов Президента России в части роста зарплат бюджетникам – врачам, учителям, воспитателям детских садов.

«Но для нашей страны сегодня основная проблема - не текущая ситуация, а та модель роста и институциональные реформы, которые должны завести «мотор» на следующие 10-15 лет и основная дискуссия, которая ведется по поручению Президента РФ, о структурной модернизации и консолидации экономического роста. Нужно работать и выпускать ту продукцию и услуги, которые пользуются спросом», – отметил В.Мау.

Источники: Департамент информационной политики губернатора Свердловской области, «Российская газета», соб. инф.

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36