20 Января 2017

Научная фантастика геолога Ивана Нестерова

ТЮМЕНЬ. Здесь состоялись торжества по случаю 85-летия корифея российской геологии Ивана Нестерова.

Практически вся сознательная жизнь уроженца курганской деревни Параткуль, выпускника Свердловского горного института связана со «страной Тюменией». Будучи директором Западно-Сибирского научно-исследовательского геологоразведочного нефтяного института Министерства геологии СССР И.Нестеров участвовал в обосновании открытий почти тысячи месторождений нефти и газа в Югре и на Ямале. Без этих обоснований вряд ли состоялось бы нынешнее благополучие нашей большой Тюменской области, да и всей России.

Доктор геолого-минералогических наук, член-корреспондент Российской академии наук, заведующий кафедрой геологии нефти и газа Тюменского индустриального университета, он и в свои 85 продолжает научные исследования, буквально фонтанируя поистине революционными идеями. Одна из предлагаемых И.Нестеровым технологий, например, способна изменить сам принцип переработки нефти. Для производства моторных топлив в случае её внедрения не потребуется массивных колонн и повышения температур до многих сотен градусов. Причём качество нефтепродуктов можно будет контролировать на уровне числа атомов в молекуле углерода. Интерес к технологии уже проявили на Ближнем Востоке. Там рассматривают возможность создания соответствующей исследовательской лаборатории в Тюмени.

Не менее перспективны и новые технологии извлечения остаточной нефти из скважин. Они позволяют повысить коэффициент извлечения углеводородов практически втрое — с нынешних 0,27 до 0,8. Учёный намерен «оживить» полностью обводнённое, практически уже умершее месторождение. Если эксперимент пройдёт успешно, то в одной только Тюменской области можно будет без особых проблем добывать по миллиарду тонн нефти ежегодно. Почти вчетверо больше нынешнего!

КСТАТИ:

Именем академика Ивана Нестерова назвали нефтяное месторождение на Ямале. Это решение министра природных ресурсов и экологии РФ Евгения Киселева озвучили на торжественном заседании ученого совета ТИУ, посвященного 85-летию профессора И.Нестерова, в большом зале областного правительства.

По словам юбиляра, названное в его честь месторождение для него памятно. В начале своего долгого исследовательского пути доктор геолого-минералогических наук трудился в районе этого месторождения.

К 85-летию легендарного академика правительство Тюменской области подготовило особый подарок. Заместитель губернатора Тюменской области Вячеслав Вахрин вручил юбиляру государственную награду: "Вы стали легендой Тюменской области и российской науки, первооткрывателем, наставником, человеком, о котором молва идет впереди. Сегодня вы продолжаете делать открытия и добиваться поддержки. Вы являетесь для нас ориентиром для дальнейшей работы".

За достигнутые трудовые успехи, многолетний добросовестный труд и значительный вклад в развитие геологоразведочного производства, укрепление минерально-сырьевой базы Западной Сибири И.Нестерову присвоено также звание "Почетный геолог Тюменской области".

Заместитель председателя Тюменской областной думы Виктор Рейн наградил академика "Почетным нагрудным знаком Тюменской областной думы". Он отметил, что И.Нестерова называют геологом от бога, свечой первооткрывателей. "Я не сомневаюсь, что у вас впереди еще много открытий. И то, что сегодня мы живем в Тюменской области, будто на некотором островке благополучия, это во многом ваша заслуга", - сказал депутат.

Юбиляра чествовали соратники, ученики, ветераны нефтегазовой отрасли, руководители нефтегазодобывающих предприятий: генеральный директор НАО "СибНАЦ", заслуженный геолог РФ Анатолий Брехунцов, председатель областного Совета ректоров Валерий Фальков, российский ученый Алексей Конторович и другие.

В завершение праздничного заседания выдающегося ученого поздравил ректор ТИУ Олег Новоселов: "Сегодня он профессор нашего университета, как и прежде – в поиске, призывает и учит быть искателями своих учеников. Цитировать Ивана Ивановича можно бесконечно, на его счету более 900 печатных работ, множество интервью и информационных материалов. Многие студенты вузов до сих читают его конспекты, уходя в поле на месторождения. Говорят, человек года… Иван Иванович Нестеров – это человек Тюменской эпохи нашей страны".

Сам И.Нестеров считает, что работающая молодежь должна отправляться на освоение Севера, и нужно к этому стремиться: "Мы построили 20 городов и 50 рабочих поселков. Все они будут расти. Нужно разрабатывать принципиально новые технологии, не имеющие аналогов за рубежом. В области образовании есть формулировка, что образование – это передача накопленных знаний. Я считаю, что образование – это передача накопленных знаний и воспитания чувства нестандартных решений".

И.Нестеров трудится в Тюменском индустриальном университете, занимается подготовкой кадров геологов-нефтяников на кафедре, которую он организовал в 1968 году в Тюменском индустриальном институте (ныне – университет). Одним из крупнейших достижений И.Нестерова являются его работы в области альтернативных источников энергии. Ученый имеет более 900 научных работ, в том числе 39 монографического типа, 13 изобретений и патентов.

О своем трудолюбии академик И.Нестеров говорит так: "Отпуск отличается от работы тем, что в отпуск ты на работу можешь приходить в любое время".

Источники: сайт РАН, ИА «Тюменская линия»