620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Новости

16 Января 2017

Средний Урал: первый проектный офис уже заработал

ЕКАТЕРИНБУРГ. В сентябре прошлого года глава российского правительства Дмитрий Медведев огласил список из 11 приоритетных стратегических направлений развития страны. Также он анонсировал, что при их реализации будет использоваться проектный подход с обязательным созданием проектных офисов, формирование которых уже запущено. Для чего создаются офисы, кто в них войдёт и потребуются ли дополнительные бюджетные средства на их открытие, рассказал эксперт в области инвестиционного проектирования и бизнес-планирования Александр Косинцев.

— Для чего создаются проектные офисы?

— Это термин из бизнеса. Известно, что для реализации любого проекта требуется команда профессионалов, заинтересованных в достижении искомого результата. Эта команда должна состоять из людей, которые заражены общей идеей, они понимают задачи, которые перед ними стоят, и они ищут способы их решения. Так формируется команда менеджеров. С точки зрения проектных офисов на государственном уровне, законодатель определился следующим образом. Сегодня существует масса различных министерств, и чаще всего крупные стратегические проекты попадают в компетенции сразу нескольких ведомств. Для того чтобы обеспечить межведомственное взаимодействие и эффективно привлечь бизнес и общественность к их реализации, необходимо создавать единую команду.

Я отметил три пункта, которые должны решать эти проектные офисы. Во-первых, исключить межведомственную разобщённость. Во-вторых, создать общественную экспертизу проектов и формировать через неё общественное мнение. Третье — взаимодействие с бизнес-структурами. Само государство только лишь за счёт бюджетных средств не сможет реализовать крупные проекты. Мы обязаны развивать процесс государственно-частного партнёрства.

— Можете на примере любого из проектных офисов описать, как они будут действовать?

— Например, один из проектных офисов будет заниматься вопросами развития промышленности, агропромышленного комплекса, транспорта и связи. Ключевым направлением этого офиса станет крупнейший проект — Титановая долина. Смотрите, здесь задействованы интересы МУГИСО, минпрома, минэнерго, минтранса и, возможно, ещё каких-то иных министерств, в зависимости от того, какие проекты будут реализовываться на территории долины. Так вот, когда одно министерство пытается решить свои локальные задачи, ему приходится обязательно согласовывать свои позиции с остальными ведомствами. Чаще всего эта рутинная работа затягивается и превращает весь проект в «болото». Таким образом пришли к пониманию, что нужны определённые проектные офисы, которые будут чётко сориентированы, и их внимание будет сфокусировано на достижении результата в рамках конкретных проектов.

— То есть офисы ускорят взаимодействие между различными ведомствами?

— Да, позволят организовать более качественное взаимодействие. Во главе офиса встанет руководитель, обладающий полномочиями, которые позволят ему влиять на принятие решений разными министерствами. Сегодня, например, министр строительства и развития инфраструктуры не может позвонить министру транспорта и связи и сказать: «Послушайте, мне очень важно, чтобы вы приняли такую программу или внесли такой проект». А у руководителя проектного офиса такой статус появляется.

— Кто возглавит проектные офисы?

— Насколько мне известно, пока основными проектными офисами будут руководить вице-губернаторы. Они возьмут на себя руководящие полномочия, а под ними уже будет формироваться вся остальная иерархия. Будут появляться экспертные советы, общественные советы, локальные команды, которые займутся решением более узких вопросов.

— На создание офисов потребуется дополнительное финансирование из бюджета?

— Дополнительного финансирования не будет. Бюджетное законодательство всё чётко регулирует. В нём прописаны главные распорядители бюджетных средств, они свои расходы формируют по проектному типу, и под каждый проект у них зарезервированы определённые финансы, указаны определённые сроки и так далее. Эти цифры обсуждены, защищены и так далее. Мы их взять и просто отдать проектному офису не можем. Проектный офис — это такая виртуальная структура, которая обладает некими полномочиями при принятии решений, но при этом главное полномочие — распоряжения финансовыми средствами — пока ещё не предусмотрено законодательством.

— У этой «виртуальной структуры» будет свой штат?

— Создание штатных единиц также не предполагается. Работа офисов будет носить профессионально-общественный характер. По примеру, скажем, Союза промышленников и предпринимателей региона. Они сообща принимают какие-то решения, а впоследствии доводят их до соответствующих ведомств. Но, на мой взгляд, всё-таки нужно, чтобы кто-то в этих проектных офисах грамотно вёл делопроизводство. Но я пока не берусь сказать, как это будет реализовано, так как пока есть только общие подходы к созданию офисов, а вот чёткой модели их организации нет.

— Модель должны спустить «сверху» или регион сам возьмётся её разрабатывать?

— Конечно, общие контуры модели будут прорисованы на федеральном уровне, но каждый проект будет уникален и дорабатываться будет на региональном уровне, исходя из специфики.

— Одна из задач проектных офисов — привлечение инвестиций. Каким образом?

— Бизнес готов участвовать в проектах, только чётко расскажите ему, с чем он столкнётся в рамках этих проектов и что получит от их реализации. Если этого понимания нет, то бизнес никогда не станет участвовать. Важнейший вопрос сегодня — организация концессий на территории РФ. Мы понимаем, что сегодня в условиях отсутствия в достаточном количестве бюджетных средств нам необходимо привлечь частный бизнес в сферу ЖКХ, транспорта и так далее. Например, строительство метрополитена на условиях концессии. Бизнес прекрасно знает, сколько ему придётся потратить на строительство очередной ветки метрополитена, но он также должен знать, какие тарифы будут действовать и на протяжении скольки лет, чтобы он посчитал, когда к нему вернутся инвестиции. Как раз в рамках проектных офисов всё это можно будет обсудить, решить, сформулировать, законодательно затвердить и внести на рассмотрение в нужные ведомства. Тогда у бизнеса будет понятная схема взаимодействия с государством. А втёмную бизнес играть не хочет.

— Когда заработает первый офис?

— Первый проектный офис, можно сказать, уже заработал. Я имею в виду главный проектный офис, которым руководит губернатор. Его задачи — это определение стратегических проектов, то есть полюсов роста экономики.

СПРАВКА:

11 приоритетных проектов: «Здравоохранение»; «Образование» -«Ипотека и арендное жильё»; «Жилищно-коммунальное хозяйство и городская среда»; «Международная кооперация и экспорт»; «Производительность труда»; «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»; «Реформа контрольной и надзорной деятельности»; «Безопасные и качественные дороги»; «Моногорода»; «Экология».

Источник: «Областная газета»

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36