620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Новости

26 Декабря 2016

Проблемы пенсионной системы решаются пожарными методами

МОСКВА. Бюджетный кризис перевел российскую пенсионную систему в малопрогнозируемый режим. Сохранение пенсионных «правил игры» власти могут обещать лишь на ближайший год.

При этом даже обещанная разовая выплата 5 тыс. руб. в январе следующего года вызывает сбой пенсионной машины. Деньги из казначейства поступят только после новогодних каникул. И поэтому часть россиян получит свои 5 тыс. руб. одновременно с январской пенсией, а остальные – еще не ясно когда. В Пенсионном фонде обещают уложиться с разовой выплатой до 28 января. Но захотят ли почтальоны по второму разу обходить миллионы пенсионеров ради однократной выплаты – большой вопрос. Не случайно руководство Пенсионного фонда просит подчиненных начать работу с почтальонами.

Никто из работающих россиян не знает, когда он выйдет на пенсию и каков будет ее размер. Причина такой неопределенности – острый бюджетный кризис, который заставляет постоянно пересматривать все бюджетные правила. Не случайно вчера третий человек в государственной иерархии – спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко – смогла пообещать, что повышения пенсионного возраста в течение 2017 года не планируется. О более поздних сроках она говорить не решилась.

Чуть лучше обстоят дела с запланированной индексацией пенсий в ближайшие три года. О размере пенсий рассказал вчера на заседании правления Пенсионного фонда России (ПФР) его глава Антон Дроздов. По его словам, среднегодовой размер страховой пенсии по старости вырастет в 2017 году на 827 руб., до 13 657 руб., в 2019 году – на 1609 руб., до 14 439 руб., заявил вчера глава ПФР. То есть, подчеркивают в фонде, только в 2017 году среднегодовой размер пенсии достигнет почти 160% к прожиточному минимуму пенсионера.

Индексация пенсий неработающих пенсионеров будет проведена с 1 февраля 2017 года на уровень прогнозной инфляции 2016 года – 5,8%. Одновременно с 1 февраля индексируются и ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) – они также вырастут с учетом прогнозного уровня инфляции. При этом на выплату ЕДВ ПФР потратит 452,5 млрд руб., что на 66,8 млрд больше, чем в 2016 году.

А.Дроздов также напомнил, что в январе 2017 года все пенсионеры получат единовременную выплату в размере 5 тыс. руб., которой заменили вторую индексацию пенсий в 2016 году. «Эту выплату получат абсолютно все пенсионеры, проживающие в России, – уточнил глава ПФР. – Это касается и гражданских, и военных пенсионеров. На эти цели в бюджете ПФР заложено 221,7 млрд руб.». При этом точные сроки этой выплаты были подробно озвучены ведомством.  

В частности, в фонде уточняли, что единовременную выплату в размере 5 тыс. руб. пенсионеры, получающие пенсии в первой половине месяца, получат позднее отдельным платежом. Тем же, кто традиционно получает выплаты во второй половине месяца, обещают сразу и пенсию, и 5 тыс. руб.

Президент Владимир Путин подписал закон о бюджете ПФР на 2017 год и плановый период с 2018 по 2019 год.  Согласно документу, общий объем расходов бюджета ПФР в 2017 году составит 8,5 трлн руб., что равняется 9,9% ВВП РФ. По доходам бюджет ПФР на 2017 год сформирован в сумме 8,3 трлн руб. Бюджет фонда сформирован в 2017 году с дефицитом в 220 млрд руб., в 2018 и 2019 годах – с дефицитом в 196 млрд руб. и 167 млрд руб. соответственно. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2017 году составят 3,7 трлн руб., в 2018-м – 3,6 трлн руб., а в 2019 году – 3,7 трлн руб.

При этом расходы на пенсионное обеспечение и социальные выплаты в следующем году вырастут. «В 2017 году расходы Пенсионного фонда на пенсионное обеспечение россиян вырастут на 327,3 млрд руб. и составят 6,9 трлн руб. Расходы на социальные выплаты вырастут на 262,3 млрд руб. и составят 1,2 трлн руб.», – указал А.Дроздов.

Глава ПФР пожаловался, что только из-за льготных ставок страховых взносов для малого бизнеса и отдельных отраслей Пенсионный фонд недополучает около 50 млрд руб. «И эти средства возмещаются прямым трансфертом из бюджета», – уточнил А.Дроздов, отметив, что до конца этого года ПФР подготовит анализ эффективности льготных ставок страховых взносов для отдельных отраслей и малого бизнеса.

И если с выплатами сегодняшним пенсионерам в целом все более или менее понятно, то для будущих получателей картина выглядит куда туманнее. Зачастую сегодня даже эксперты не до конца понимают, куда движется пенсионная система, какой критерий для нее главный – сокращение бюджетных трансфертов или же стратегическое развитие пенсионного обеспечения в РФ.

И сегодня, по мнению экономистов, российские власти скорее отдают предпочтение первому критерию. «Пока что предпочтение отдается мобилизационному курсу на снижение расходов», – признает замдиректора Института социальной политики Высшей школы экономики (ВШЭ) Оксана Синявская.

Создается впечатление, что сегодня единственный вопрос, который волнует государство, – это снижение трансферта федерального бюджета пенсионной системе, обращает внимание она. При этом путь фискальной трактовки пенсий, по мысли О.Синявской, тупиковый. «Сегодня обсуждается и реализуется наименее эффективный путь: пониженная индексация пенсий и полная неиндексация выплат работающим пенсионерам», – указывает эксперт ВШЭ. И такими действиями власти в первую очередь наказывают наименее обеспеченных пенсионеров. «Как показывают статданные и данные опросов, отказ от индексации пенсий работающих приводит к уходу пенсионеров в тень, а не с рынка труда», – сообщает экономист.

В итоге из всех разнообразных вариантов реформирования пенсионной системы наиболее привлекательными становятся те, что позволяют быстро снизить расходы. А под нож попадает регулярная индексация пенсий. Такой выбор при существующей социальной структуре в итоге будет вести к дальнейшему снижению соотношения между средней пенсией и средней зарплатой. И это путь в никуда. «До определенного момента это будет получаться, но в случае роста социального недовольства властям придется принимать экстренные «пожарные меры», – уверена О.Синявская. – То есть резко повышать пенсионные выплаты без учета финансовых возможностей».

По тем же фискальным причинам среди властей не стихает дискуссия о перспективах повышения пенсионного возраста в стране. «И среди множества аргументов «за» есть лишь один основной «против» – продолжительность жизни на пенсии», – отмечает экономист ВШЭ. При этом, как отмечает О.Синявская, российские женщины сегодня проводят на пенсии значительно больше лет, чем в большинстве европейских стран. «И даже увеличение для них возраста выхода на пенсию до 60 лет поместит их лишь в середину списка среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по этому показателю», – подчеркивает она.

Правда, говоря о сравнении продолжительности жизни на пенсии в России и развитых странах, корректнее было бы делать это еще и с учетом сравнения состояния здоровья пенсионеров РФ и в развитых странах. Между тем эксперты ВШЭ не рекомендуют повышать пенсионный возраст слишком быстро. Напомним, в Минфине ранее предлагали увеличить время выхода на заслуженный отдых до 65 лет для мужчин и женщин с шагом 6–12 месяцев в год. По мнению О.Синявской, если уж и повышать пенсионный возраст, то делать это нужно умеренными темпами со средним шагом увеличения. «Конечно, это не даст сразу сколько-нибудь заметный фискальный эффект. Однако повышение пенсионного возраста позволяет в будущем удержать соотношение пенсии и зарплаты хотя бы на текущем уровне», – полагают в ВШЭ.

В целом же куда более эффективным было бы отойти от фискальной трактовки пенсий в пользу развития пенсионной системы как инструмента обеспечения экономического роста. «В этом случае предпочтения должны отдаваться тем решениям, которые позволяют поддерживать связь пенсии с заработком и генерировать рабочие места или выступать источником длинных денег», – замечает эксперт ВШЭ.

Пенсионная система не должна вступать в противоречие с целями экономического развития и учитывать множество факторов, таких как риски возникновения бедности среди пенсионеров, посильность пенсионного тарифа для работодателей, возможности бюджета. Таким образом, резюмирует эксперт, в центре пенсионной реформы должны быть интересы людей – как сегодняшних, так и будущих пенсионеров.  

Источник: «Независимая газета»

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36