620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Новости

08 Декабря 2016

Что нас ждет с новым министром экономического развития?

МОСКВА. После скандала с бывшим министром Алексеем Улюкаевым встал вопрос – кто займет его место? Эта загадка оказалась, пожалуй, сложнее, чем то, кто станет новым президентом США – кандидатов оказалось куда больше, чем двое. Сначала исполняющим обязанности был назначен заместитель А.Улюкаева Евгений Елин, затем врио назначили другого зама Алексея Ведева. Кроме того, на саммит АТЭС вместо задержанного министра полетел еще один зам – Станислав Воскресенский. Уже три кандидата на место.

Рассматривались кандидатуры и вне МЭР - первый замруководителя аппарата правительства Максим Акимов, помощник президента Андрей Белоусов, который возглавлял Минэкономразвития в 2012–2013 гг., заместитель председателя ЦБ Ксения Юдаева. Но выбор пал на Максима Орешкина – замглавы Минфина.

34-летний выпускник Высшей школы экономики (ВШЭ) прошел через пост в ЦБ, через несколько банков, в правительстве работал всего три года, опыта работы в реальном секторе экономики не имеет. Тем не менее, либеральный блок, судя по всему, рад новому назначению – сдержанно на это ответил Алексей Кудрин, который, судя по обсуждению в кулуарах власти, мог лоббировать это назначение.

"Назначение руководителем Минэкономразвития Максима Орешкина — хорошее решение. Справится", - написал бывший "лучший министр финансов мира" в своем твиттере. Менее сдержанно отреагировал бывший начальник Орешкина – глава Минфина Антон Силуанов, он назвал его "классным макроэкономистом" и "суперквалифицированным специалистом". Но пока про его классность и суперквалификацию толком сказать нечего, его последние заявления, еще до повышения, скорее, звучат "в духе А.Улюкаева". Так, в интервью на Петербургском международном экономическом форуме-2016 М.Орешкин высказался относительно возможного выхода экономики России из рецессии: "Таким образом, возможность увидеть в этом году положительную динамику существует. Это означает, что в следующем году, при отсутствии внешних шоков и правильной макроэкономической политике, мы будем наблюдать рост".

Однако на следующий вопрос ответ уже был не столь оптимистичным, и таким же "дискуссионным": "В целом темпы в этом году ожидаются около нулевой отметки, таким образом, если внешняя ситуация будет чуть лучше, мы получим положительное влияние, если будут какие-то шоки – может быть негативное влияние. Спад закончился, но насколько мы возвращаемся к росту – это вопрос дискуссий".

Очевидно, что имея небольшой опыт работы в правительстве, будучи самым молодым чиновником в обойме, М.Орешкин пока не имеет аппаратного веса. Это значит не только то, что ему нужно будет "влиться в коллектив", но и то, что он, вероятно, пока не овладел всеми рычагами управления, которые есть у каждого министра. Причины для назначения такого "слабого звена" эксперты назвали разные.

Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин считает, что кадровое решение направлено, во-первых, на омоложение элит (что укладывается в рамки политики президента), во-вторых, "бенефициары" отстранения А.Улюкаева рассчитывали, вероятно, отобрать часть управления у либерального блока. Но, судя по всему, властные круги решили иначе:

"Все-таки противоречия между Минэкономразвития и Минфином, которые традиционно всегда были сильны, несмотря на то, что оба министерства всегда были под контролем системных либералов, они будут сглажены. Я думаю, что как раз новый министр будет получать какую-то поддержку на первых порах, по крайней мере, со стороны Минфина в своих начинаниях. Если бы планировалось конфликт поддерживать между Минфином и Минэкономразвития, как раньше, то, возможно, на пост министра нужен был более опытный аппаратчик, который бы вел позиционную борьбу, как прежний министр. Но сочли, что это не нужно, и у нас теперь Минфин и Минэкономразвития, если не будут работать единым блоком, то, по крайней мере, противоречий между ними станет гораздо меньше – по крайней мере, публичных противоречий".

В одном эти позиции сходятся – ведомство осталось в руках системных либералов. Но если раньше А.Улюкаев, чтобы подчеркнуть свою значимость, мог высказываться против инициатив и предложений Минфина, то теперь новый министр, скорее, будет смотреть в рот старшим коллегам и озвучивать их стремления. Поэтому и публичные противоречия уже сводятся на "нет" – снова начала звучать тема объединения двух ведомств в одно, в этакого супербухгалтерского монстра.

В ответ на такое предположение А.Силуанов ответил, что "сейчас самое главное, что произошло, — это объединение идеологий". Также, по словам министра, теперь министерства будут быстрее "находить совместные решения, которые пойдут на пользу экономике и организации работы Правительства".

Иными словами, фактического слияния не произошло, но формально – все в одной лодке. И такое, как напоминают эксперты, уже было в истории нашего государства – в начале 90-х как-то на несколько месяцев было создано "министерство экономики и финансов РСФСР", но потом также разделено.

"В те времена правил Ельцин, которому страшно нравилось слово "реформы", и если кому-то нужно было завоевать симпатию Ельцина, то человек приходил к нему и говорил: "Борис Николаевич, вот этот ужасный социализм нагородил здесь и вот здесь, а мы должны реформировать и сделать так и вот так". Ельцин говорил – молодец, вперед. Через полгода тот же самый человек к нему приходил, говорил: "Борис Николаевич, вы не представляете, какое сопротивление старых кадров – не реформируется. Мы переделаем все это". Он говорил – вдвойне молодец. Потом этот же человек приходил к нему еще через год и опять говорил про реформы. Если не ошибаюсь, КГБ тогда реформировали около семи раз", - вспоминает политический деятель, депутат Госдумы шестого созыва Вячеслав Тетекин.

Эксперт также подчеркнул, что если бы встал вопрос не об объединении ведомств, а хотя бы об упразднении МЭР, то он был бы не против, так как "оно занимается исключительно прогнозированием, причем прогнозы, как правило, не сбываются; более того, оно не имеет административно-распорядительных функций, то есть на развитие экономики никак не влияет". Зачем оно нужно?

Другой вопрос – почему среди коллег А.Улюкаева не нашлись люди, у которых бы так же "совпадали идеологии" с Минфином? Возможно, они есть, но политолог П.Салин считает, что в ходе разбирательства с "делом Улюкаевамогли всплыть другие фамилии чиновников. А если бы один из них занял кресло министра, то это оказало бы дополнительный негативный эффект на властные структуры. Хотя куда уж негативнее, когда общество высказывается за недоверие всему правительству в целом? В.Тетекин, напротив, считает, что таких людей в окружении экс-министра не может быть – причиной тому амбиции чиновников, обязательная фронда с целью подчеркнуть свою значимость и аппаратный вес.

А пока М.Орешкин объявляет "перезагрузку" для Минэкономразвития, к чему стоит готовиться гражданам? Валентин Катасонов считает: можно ожидать, что новый министр экономического развития будет озвучивать разные идеи, но очевидно, что на 99% это будут идеи либерального толка, а не, например, промышленников и экспертов реального сектора.

"Скорее всего, Орешкин будет некой номинальной фигурой, которая будет озвучивать какие-то идеи, которые будут формировать другие люди, и, соответственно, будет действовать по каким-то указаниям "сверху", "сбоку". Трудно сказать, чьи это будут идеи, но все-таки, думаю, чаще это будут идеи либералов, потому что финансово-экономической блок на 99% состоит именно из таких людей. В целом, тут надо проводить принципиальную чистку финансово-экономического блока, потому что через некоторое время Орешкин, скорее всего, будет полностью под контролем своих коллег", - считает экономист.

Более категоричен в оценке будущих действий министра политический деятель В. Тетекин – по его словам, такое бесспорное одобрение от А.Кудрина – это как "черная метка", с которой все становится ясно. "Если бы был назначен нынешний помощник президента Андрей Белоусов – то в стане либералов раздались бы вопли о том, что идет реставрация социализма, что обращены вспять "позитивные процессы" и так далее. А если бы еще Сергея Глазьева назначили министром – вот тут-то было бы потрясение такое, как будто метеорит упал на Москву. А тут – вполне благожеланное одобрение, он же их человек.

И когда А.Кудрин "проталкивает" или "одобряет" кого-то, это означает, что гайдаровско-чубайсовско-кудринская группировка тоже занимается обновлением своего состава, она смотрит в будущее, намерена сохранить и защитить свои позиции. Ощущение такое, что этот новый министр будет просто автоматически продолжать и усугублять тот же самый курс, который существовал до этого", - уверен эксперт.

И, действительно, складывается ощущение, что готовиться нужно к усугублению проблем. Эксперты отмечают, что на последнем послании президента Федеральному собранию много внимания было уделено банковскому сектору, а о реальном секторе экономики – почти ни слова. Но экономика только за счет банковской сферы, понятное дело, жить и развиваться не может. То есть приоритеты очевидны.

Вместе с этим та самая ВШЭ, откуда вышел М.Орешкин, поделилась своим анализом бюджетного состояния России до 2034 г., а отзыв с позицией НИУ ВШЭ направили в Министерство финансов. В докладе, среди прочего, говорится о том, что, возможно, медицину в будущем будет "финансировать" население:

"Если возможности роста государственного финансирования здравоохранения не будут найдены, то неизбежное сокращение доступности медицинской помощи (из-за роста потребности в ней стареющего населения), вероятно, проявится не столько в пересмотре перечня предоставляемых услуг, сколько в увеличении времени их ожидания, размеров легальных и неформальных платежей и в сокращении обращаемости за ними низкодоходных групп населения. Необходим настойчивый поиск резервов государственного финансирования этой отрасли. Однако приходится признать, что эти резервы далеко не безграничны, в силу чего необходимо обсуждать варианты софинансирования медицинских услуг населением".

"Вышка" же известна не только в качестве "кузницы либеральных кадров", но и как рупор их пропаганды. "Все дело движется в этом направлении к повышению коммерциализации образования, здравоохранения. Это, скорее, даже не анализ – это просто вброс в общество о том, что "дорогие россияне", готовьтесь к тому, что к 2034 г. только таблетку аспирина вы будете получать бесплатно. Они подают сигнал, зондирующий импульс для того, чтобы общество постепенно свыкалось с этой мыслью о неизбежности платной медицины", - поделился своим мнением В.Тетекин.

Некоторые ожидали, что на место А.Улюкаева придет промышленник, человек из реального сектора, который знает экономику "изнутри", который смог бы сделать в экономической политике "три с половиной оборота". Сможет ли М.Орешкин запустить реиндустриализацию страны, сможет ли повысить роль государства в экономике, сможет ли "продавить" прогрессивную шкалу налогообложения, хотя бы намекнуть на выход из ВТО (обо всем этом давно говорят многие эксперты и ученые)? Думается, что нет, и даже не собирался. Либералы правят бал.

 

КОММЕНТАРИЙ:

Так кем будет М.Орешкин для экономического развития России? Своим экспертным мнением об этом поделился профессор МГИМО, доктор экономических наук Валентин Катасонов:

- Я вижу нового министра экономического развития некой транзитной фигурой. Я думаю, что, конечно, у нас достаточно людей опытных, уже "заматерелых", которые действительно бы могли крепко держать штурвал Министерства экономического развития. Конечно, вопрос о кадрах решался на более высоком уровне, не на уровне даже министров, я думаю, что и Силуанова не привлекали для принятия окончательного решения, в лучшем случае просто выслушали его мнение. Поэтому мне кажется, что фигура Орешкина — это некая компромиссная фигура, которая появилась в результате закулисных интриг, перетягивания каната, в котором ни одна из сторон не взяла верх. В таком случае и появляются такие слабые фигуры.

Что это за "таинственные стороны" - с одной стороны, это, конечно, государственники, с другой стороны, это либералы. Сегодня, как мне кажется, существует некий паритет, некое равновесие, но это равновесие может измениться в любую сторону.

Я ничего плохого не хочу сказать об Орешкине, но у него действительно нет жизненного и профессионального опыта, поэтому ему будет сложно, а главное - он будет некой номинальной фигурой, которая будет озвучивать какие-то идеи, которые другие люди будут формировать. Соответственно, он будет действовать по каким-то указаниям "сверху", "сбоку". Так что в целом мне кажется, что это просто "декоративный министр", и если какая-то из сторон возьмет верх, то может появиться другая фигура со временем.

Чьи идеи он будет озвучивать, трудно сказать, но все-таки чаще это будут идеи либералов, потому что финансово-экономической блок на 99% состоит именно из таких людей. И тут надо проводить принципиальную чистку финансово-экономического блока, потому что через некоторое время Орешкин, скорее всего, будет полностью под контролем со стороны своих коллег. Что касается заявлений Силуанова и возможного объединения Минфина и Минэка, то такое уже было в 90-е годы. Видимо, Силуанов забыл или рассчитывает, что все остальные забыли, но этот эксперимент длился недолго. Был у нас такой объединенный орган - Министерство экономики и финансов, но долго он не просуществовал - не более года. Это был такой супермонстр, каких нет, по-моему, ни в одной стране мира. Даже в странах с совсем примитивной экономикой, где естественно стараются экономить на аппарате государственного управления, минимизируя количество министерств, даже в африканских странах такого нет. Есть отдельно министерство финансов, отдельно министерство экономики, министерство торговли. Так что в целом, с моей точки зрения, разговоры об этом - это просто какие-то политические интриги, которые, безусловно, будут только вредить России - это очевидно.

Источник: НаканунеРУ

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36