620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Новости

02 Декабря 2016

В освоении Арктики участвуют и опытные ученые, и молодые специалисты

ТЮМЕНЬ. Молодые специалисты, которых готовят в вузах Тюменской области, найдут себе применение в реализации проекта по освоению Арктики. Об этом на заседании Совета законодателей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа заявил председатель Тюменской областной думы Сергей Корепанов.

"Освоение Арктики ведется на государственном уровне. Объединение усилий трех субъектов в этом проекте даст максимальный эффект. Безусловно, будут задействованы представители наших научных кругов, обязательно понадобится тюменское оборудование, продовольствие. Будут востребованы и молодые специалисты, которых готовят в вузах Тюменской области", - подчеркнул С.Корепанов.

"Запасов нефти и газа в тюменском регионе хватает на многие десятилетия. Перспективы экономического развития трех субъектов исчисляются столетиями. Обращение к этой теме очень правильное и своевременное. Это ясная перспектива развития", - согласился с коллегой спикер думы ХМАО-Югры Борис Хохряков.

По мнению главы Законодательного собрания Ямала Сергея Ямкина, освоение Арктики – очень нужный стране проект. "Все мы должны увеличить темпы развития арктических проектов. Всем трем субъектам нужно вложиться максимально, так как это важно не только для нас, но и для России в целом", - подчеркнул он.

КСТАТИ:

ХХ век – период активного освоения советского Севера. В это время за Полярным кругом было построено множество крупных городов. Все они находятся в зоне вечной мерзлоты, которая начинает подтаивать в результате глобального потепления. Российские и американские учёные – специалисты Университета Джорджа Вашингтона, Государственного гидрологического института, Института криосферы Земли СО РАН и Тюменского государственного нефтегазового университета – оценили опасность климатических изменений для арктических городов. В статье, опубликованной в журнале Geographical Review, исследователи отмечают, что прогнозируемое потепление может повлиять на способность вечной мерзлоты выдерживать городскую инфраструктуру.

Вечная мерзлота – подвижная структура. Если строить дома на её поверхности, она будет нагреваться и таять. Поэтому более 75% зданий в области вечной мерзлоты стоят на бетонных свайных фундаментах, чтобы между ними и поверхностью земли была изолирующая воздушная прослойка. Исследователей интересовало, насколько при потеплении климата изменится способность вечной мерзлоты удерживать эти сваи. Несущая способность вечной мерзлоты, то есть максимальная нагрузка, которую можно приложить к одной свае, забитой в мерзлоту, без её поломки или деформации, зависит от температуры почвы и толщины активного слоя, то есть слоя, который ежегодно летом оттаивает, а зимой замерзает.

Учёные определяли влияние климатических изменений на стандартные бетонные сваи 10×0,35×0,35 м. Для этого они использовали параметры модели вечной мерзлоты для песчано-глинистых почв, покрытых толстым слоем органики и живыми мхами, и шесть климатических моделей, наиболее адекватно описывающих климатические изменения в Северной Евразии. На основе этих моделей исследователи создали свою модель, позволяющую оценить влияние климата на вечную мерзлоту с 1965 года (большинство арктических городов было построено примерно в это время) до 2050 года. Дальнейшие расчёты не имеют смысла, поскольку инфраструктура Арктики рассчитана на столетний срок службы.

Согласно многочисленным данным, среднегодовая температура воздуха в Арктике повышается примерно на 0,12 °С в год, и к середине XXI века увеличится в среднем на 4–6 °С. Сильнее всего эти изменения будут заметны осенью и зимой. Но разные модели указывают различную величину и скорость потепления. Оценить изменения высоты снежного покрова ещё сложнее, поскольку разные климатические модели предсказывают его уменьшение, увеличение или отсутствие изменений. Соответственно, и прогноз изменений параметров вечной мерзлоты также получается неопределённым.

По самым консервативным прогнозам, при минимальном изменении климата несущая способность вечной мерзлоты к середине века не превысит 25%. Это значит, что даже старым зданиям, построенным в 1970-х годах, ничего не угрожает, если они возведены с запасом прочности более 25%. В случае реализации самого экстремального климатического сценария несущая способность мерзлоты для современной инфраструктуры, построенной в 2000-е годы, к середине XXI века сократится на 75–95%. Конструкция стандартных советских свай не рассчитана на уменьшение несущей способности более чем на 55%.

Вне зависимости от климатического сценария наиболее сильные изменения произойдут в северо-западной области российской вечной мерзлоты. В том же регионе сосредоточены основные запасы нефти у угля, и с 1980-х годов его активно застраивали. Населенных пунктов там много, и потепление климата может затронуть около 350 тысяч человек.

Помимо климата, на мерзлоту влияют и антропогенные факторы: строительство дорог и инженерных коммуникаций, уборка снега, перераспределение растительности, тепло, которое выделяют промышленные и жилые здания, ослабляют несущую способность фундаментов. Зачастую основной причиной таяния вечной мерзлоты становятся ошибки в планировании, строительстве и техническом обслуживании инфраструктуры города, а не климатические изменения. Ситуация обострилась в 1990-е годы, когда за субсидируемыми арктическими городами перестали должным образом следить. Снег не убирают, канализация протекает, нормы застройки нарушены, в результате мерзлота тает.

Есть технические решения, позволяющие ослабить антропогенное влияние на мерзлоту, но они слишком дороги, чтобы реализовывать их в городском масштабе. Разработку стратегии затрудняет и неопределенность климатических прогнозов. Модель, которую разработали учёные, создана того, чтобы отделить климатические эффекты от антропогенных. Однако её авторы надеются, что представленные ими результаты могут способствовать развитию новых строительных норм и адекватных стратегий адаптации к потеплению климата для российских северных городов.

Источники: ИА «Тюменская линия», Наука и технологии РФ

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36