620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Новости

18 Ноября 2016

Арктика: миссия Ямала

МУРМАНСК. Здесь завершилось главное мероприятие V Международной деловой недели – пленарное заседание «Арктическим курсом», которое открыла губернатор области Марина Ковтун. Во встрече приняли участие представители федеральных органов государственной власти, власти субъектов Российской Федерации, представители стран Арктического Совета, российских и зарубежных деловых, научных и образовательных организаций, российские и международные эксперты.

Здесь был обсуждён новый законопроект «Об Арктической зоне РФ» и роли опорных зон комплексного развития, создание которых предложено стратегическим документом. губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин представил динамику реализации стратегических инвестиционных проектов в Ямало-Ненецком автономном округе. «Энергетической стратегией России до 2030 года Ямал определён основным газодобывающим регионом страны. Но миссию нашей арктической территории мы видим значительно шире», – подчеркнул глава арктического региона. Он проинформировал участников о том, что практически треть стратегических проектов в Арктической зоне России – ямальские (43 из 145 проектов, перечень утвержден Госкомиссией по вопросам развития Арктики в мае 2016); и значительная их часть связана с созданием новых нефтегазобывающих центров на полуострове Ямал, на северо-востоке округа и в акватории Обской губы.

Губернатор ЯНАО сказал, что, несмотря на негативные тенденции на мировом рынке углеводородов, прогноз по добыче энергоресурсов на Ямале – оптимистичный. С учётом роста внутреннего потребления, а также началом экспорта СПГ, объём добычи природного газа к 2019 году увеличится на 6%. В связи с вводом ряда месторождений и развитием трубопроводного транспорта в ближайшие три года будет наблюдаться рост и в нефтяной отрасли. В 2016 году добыча нефти на Ямале пошла в рост впервые за 12 лет. Увеличится на треть и объём добычи газового конденсата к концу 2019 года. Важно, что ямальское сырьё сначала продаётся, и лишь потом – добывается.

Глава Ямала, отметив, что успешное освоение ресурсного потенциала региона напрямую зависит от комплексного развития инфраструктуры, в том числе в рамках «опорных зон», ознакомил участников форума с реализацией крупнейшего ямальского проекта «Энергия Арктики», который включает в себя строительство Северного широтного хода и железной дороги «Бованенково – Сабетта», развитие портовой и транспортной инфраструктуры, строительство газотранспортной системы с полуострова Ямал. Новый Арктический транспортный коридор сформирует выход к Севморпути и обеспечит круглогодичные поставки российских углеводородов и промышленной продукции на рынки Европы, Северной Америки, в страны АТР.

Опорными точками уже являются морской порт Сабетта и завод «Ямал СПГ»; магистральный газопровод «Бованенково – Ухта», ставший частью Единой газотранспортной системы; терминал для отгрузки нефти «Ворота Арктики», который позволяет круглогодично отгружать углеводороды в Европу по Севморпути; нефтепроводная система «Заполярье – Пурпе», дающая выход новым месторождениям к единой магистральной системе нефтепроводов «Транснефти». Общий объём инвестиций в ключевые объекты проекта «Энергия Арктики» до 2020 года превысит 2 трлн рублей; бюджетный эффект от поступлений только по налогу на добычу полезных ископаемых по расчётам составит порядка 9 трлн рублей.

Инфраструктурный проект «Энергия Арктики» вольётся в транспортный поток центральной части Арктической зоны России, а дальность перевозок по направлению «Западная Сибирь – Европейская часть России» сократится более чем на 700 км.  По мнению главы арктического региона, события минувшего лета, когда произошла вспышка сибирской язвы в Ямальском районе, показали, насколько значима транспортная инфраструктура для обеспечения безопасности в Арктике. Именно железнодорожная ветка «Обская – Бованенково» позволила оперативно перебросить силы и средства Министерства обороны России в труднодоступные места ямальской тундры для проведения работ по ликвидации последствий эпизоотии.

Завершая выступление, губернатор Ямала подчеркнул, что кризисные явления не остановили развития региона, а позволили открыть новые возможности. «Крупные инфраструктурные проекты, которые реализуются в округе в настоящее время, способны стать «драйверами» комплексного социально-экономического развития многих регионов страны, – отметил глава ЯНАО. – За годы эффективной работы Ямал доказал, что является надёжным партнером! Мы ценим российских и иностранных инвесторов и со своей стороны, не меняя правил, создаём долгосрочные максимально комфортные условия для реализации инвестпроектов. В 2017 году стать инвесторами крупных проектов на Ямале смогут и жители округа. Мы приняли решение выпустить облигационные займы для граждан России. Чтобы каждый мог почувствовать себя сопричастным «Энергии Арктики».

В обсуждении роли российской Арктики приняли участие представители Минэкономразвития РФ, Министерства иностранных дел, главы регионов, руководители крупных промышленных компаний.

СПРАВКА:

Мероприятия V Мурманской международной деловой недели направлены на развитие межрегионального и международного экономического сотрудничества, на всестороннее обсуждение механизмов социально-экономического развития арктических регионов с учетом современных тенденций и необходимости в синхронизации межрегиональных инициатив. Всего в программу входят более 15 мероприятий, среди которых конференции и выставки, инвестиционные сессии, встречи и круглые столы. Среди тем – «Полярные маршруты Арктики», «Молодая наука Арктики», «Освоение Арктического шельфа, шаг за шагом», «Северный ТЭК» и другие. Участниками недели стали более 3 тыс. представителей власти, бизнеса, науки, СМИ из разных регионов России и стран.

 

КСТАТИ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. На самых холодных территориях России работает более 900 автономных дизельных электростанций (ДЭС) мощностью около 1,2 тысячи МВт, которые производят около 2,5 миллионов кВт-ч энергии. Но оборудование их устарело, моторесурс выработан. Ежегодно завозимое для их эксплуатации на Север топливо – около миллиона тонн – расходуется не слишком эффективно. Да и себестоимость производимой энергии на ДЭС высока, порой доходя до 150 рублей за один кВт-ч.

Модернизировать энергомощности российские учёные и инженеры предлагают с учётом высокого ветроэнергетического потенциала северных регионов. А именно – путём создания надежной, конкурентоспособной и эффективной системы энергоснабжения на базе ветродизельных электростанций (ВДЭС) модульного типа. В настоящее время в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ) под руководством академика РАН Михаила Фёдорова завершается разработка методов и интеллектуальных технологий автономного энергоснабжения на основе традиционных и возобновляемых источников энергии для суровых климатических условий.

Этот проект поддержан Федеральной целевой программой «Исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технологического развития России на 2014-2020 годы». О его результатах рассказал ответственный исполнитель проекта – директор научно-образовательного Центра «Возобновляемые виды энергии и установки на их основе» СПбПУ Виктор Елистратов:

– Мы разработали эскизный проект типового модуля автономного энергокомплекса на основе использования традиционных и возобновляемых источников энергии. Он состоит из следующих элементов. Это компактная отечественная ветроэнергетическая установка (ВЭУ) мощностью 50-100 кВт, адаптированная к низким температурам до -50° по Цельсию, ураганным ветрам до 60 м/с, обледенению, основаниям на вечномёрзлых грунтах и другим экстремальным условиям. Это дизель-генератор мощностью около 200 кВт, разработанный индустриальным партнёром – компанией «Президент-Нева. Энергетический центр». Это интеллектуальная система автоматического управления, обеспечивающая высокий уровень замещения органического топлива энергокомплексом. Это система аккумулирования энергии в виде электрохимических батарей. Её можно суперконденсатором для выравнивания кратковременных перепадов нагрузки.

Наши технологические предложения по возведению и монтажу основных элементов модульной ветроэнергоустановки в суровых климатических условиях не имеют аналогов в мире. На них получены патенты на полезную модель. Поскольку модульных систем энергоснабжения на основе ВИЭ с отечественным оборудованием в России пока нет, разработанные в ходе выполнения проекта технические, технологические, конструкторские и технико-экономические решения имеют высокий потенциал внедрения для энергоснабжения северных поселений.

Подобные модульные системы имеют хорошие перспективы коммерциализации, так как предлагаемая технология позволит экономить до 30% дорогого топлива, доставляемого в рамках «северного завоза», а перспективный рынок модульных ВДЭС для реконструкции только существующих ДЭС превышает 5 тысяч модулей.

Результаты выполненного проекта использованы при научно-техническом сопровождении проектирования и создания ветродизельной электростанции в посёлке Амдерма Ненецкого автономного округа. Ими заинтересовались такие компании, как «Лукойл», АО «Газпром промгаз», АО «Передвижная энергетика», ООО ПКФ «Гражданпроект», ПАО РАО ЕЭС Востока.

Источники: сайт ЯНАО, Наука и технологии РФ

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36