620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Новости

08 Ноября 2016

Ситуационные центры – основа наукоемкого, стратегического управления

МОСКВА. В МГУ состоялась Всероссийская научно-практическая конференции «Научное и кадровое обеспечения системы распределенных ситуационных центров как ключевого фактора повышения эффективности государственного управления», посвященная 20-летию Ситуационного центра Президента Российской Федерации. Сопредседателями оргкомитета конференции стали ректор МГУ академик В.А. Садовничий и заместитель директора ФСО России, руководитель Службы Спецсвязи ФСО России А.Г. Миронов. В конференции приняли участие более 700 ученых, работников органов власти и компаний со всей страны.

Как пишет «Википедия» «Ситуационный/диспетчерский центр — это помещение (зал, комната, кабинет), оснащённое средствами коммуникаций (видеоконференцсвязь, конференц-связь и другими средствами интерактивного представления информации), предназначенное для оперативного принятия управленческих решений, контроля и мониторинга объектов различной природы, ситуаций и других функций». Сегодня эти центры есть у руководителей многих стран мира, министров, капитанов бизнеса, есть они в исследовательских центрах, в вузах и даже в школах. В нашей стране создание ситуационных центров началось более 30 лет назад по инициативе человека, который стал «мотором» и вдохновителем этой идеи.

Наш собеседник – заместитель начальника Управления информационных систем Службы Специальной связи и информации ФСО России, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор Николай Ильин.

- Интересно было бы узнать историю развития проблемы Ситуационных центров (СЦ)?

- Идея создания Ситуационных центров, конечно, не нова. Она возникла где-то в 1960-х годах, впервые о ней говорил академик Виктор Михайлович Глушков, он выступал на съезде Партии, писал записки в ЦК КПСС, Совет министров о необходимости создания в стране сотни вычислительных центров проинтегрированных информационно между собой. И эти сто вычислительных центров должны были стать базой, основой усложняющегося управления СССР.  Идею не поддержали. Но она была, конечно, блестящей. Усложнение систем государственного управления требовала новой, достоверной информации, требовала обмена информацией между субъектами, областями, министерствами (федеральными, союзными) и решения задач управления по планированию, по учету рисков, по определению узких мест. В общем, решение этой проблемы было необходимо для СССР.

- Почему не поддержали идею? Насколько я понимаю, это был фактический аналог нынешнего Интернета, но для целей управления…

- Не поддержали, потому что требовали тогда 5 миллиардов рублей – это большая задача, денег не было. Это было в 1960-70 гг. Экономисты говорили, что не требуется такой сложной инфраструктуры, что они будут проводить экономические реформы и таким образом совершенствовать систему государственного управления. Но реформы не реализовали, инфраструктура не была создана, поэтому проблемы, которые возникли в 1980-е гг., привели к такой трагедии глобального плана, как развал СССР.

- Как возник Ситуационный центр президента?

- Впервые у меня возникла эта идея в Чернобыле в 1986 г.. Я был в составе правительственной комиссии, и нужно было 2 раза в день докладывать о состоянии дел с проведением работ по этой аварии. Было всего 5-7 минут: я не успевал рассказать о стокилометровой площадке, о бетонировании четвертого энергоблока. И тогда я впервые задумался о визуализации, представлении в образном виде этой информации. Академик Е.П. Велихов впервые принёс персональный компьютер, в диаметре он был 15 дюймов, и я начал изображать на экране зоны радиоактивного заражения, график бетонирования четвертого энергоблока.

Разворачивая этот экран к членам правительственной комиссии, увидел, что все очень эффективно поглощали информацию. Не нужно было много говорить, а просто показать график, из которого было видно, что мы отставали на 5 дней от плана бетонирования четвертого энергоблока, или, например, было видно, где больше радиационная обстановка. Это сокращало время проведения дел по ликвидации последствий.

В то время я познакомился с великим человеком Анатолием Петровичем Александровым, он был президентом Академии наук, и мы с ним вечерами долго обсуждали перспективы развития информатизации. Он очень поддержал эту идею, и когда я опять оказался в составе правительственной комиссии по ликвидации последствий землетрясения в Армении, то создал ситуационную комнату для председателя Правительства Совета министров СССР, которое возглавлял Николай Иванович Рыжков. Перед совещанием он заходил в эту комнату и смотрел, сколько вагонов разгружено, сколько не разгружено, какой ущерб, какое количество жертв, какие меры принимаются и что нужно делать, чтобы ликвидировать последствия страшного землетрясения.

После этого стало ясно, что нужно создавать Ситуационный центр для органов власти. В 1994 г. мы вышли с инициативой создать у первого президента РФ СЦ, который бы обеспечивал поддержку управлением России по всем спектрам, входящим в функциональные обязанности президента. Мы установили оборудование, и в 1996 г. Борис Николаевич посетил Ситуационный центр и опробовал его в режиме реального управления. Тогда стояли проблемы с неплатежами в бюджетной сфере, и проводилась аудиоконференция. Он связывался с губернаторами, министрами и решал вопросы по нормализации ситуации с оплатой трудящихся в бюджетной сфере. После этого началась цепная реакция создания центров по федеральным органам государственной власти и достаточно активная работа самого Ситуационного центра президента. Рассматривался широкий спектр вопросов: проблемы проведения военных операций в Чечне, проблемы экономические, социальные, общественно-политические. Моделировали возможные зоны поражения взрывов, последствия, наводнение в Якутии (впервые использовалась видеоконференция в СЦ – это 4000 км).

- Где расположен главный СЦ страны ?

- СЦ находится в официальной резиденции президента. Ещё есть мобильный комплекс, который следует за президентом во время его поездок. Где бы он ни был, везде есть мобильный СЦ, который обеспечивает ему получение необходимой информации. Далее началась цепная реакция построения СЦ в федеральных и региональных органах власти. С 2000 г. у полпредов создают СЦ для того, чтобы управлять губернаторами.

С помощью Ситуационных центров есть возможность получения необходимой информации из различных органов власти. Наша страна большая, поэтому естественным при модернизации СЦ было включение видеоконференцсвязи. Сегодня существуют сотни точек связи: это все губернаторы, министры, многие муниципальные организации, крупные города. Сокращается время на командировки, транспортные проблемы. В день в СЦ проводится 5-6 совещаний с использованием видеоконференцсвязи. Президент, министры, вице-премьеры и т.д. активно это используют.

Главное – это поддержка, не просто аппаратный комплекс, а информационные ресурсы, методы, модели, которые позволяют обоснованно принимать решения.

- Как сейчас развиваются ситуационные центры? Каковы ближайшие перспективы этого развития?

- С 2013 года начался новый этап, так как стала реализовываться идея Виктора Михайловича – создание сети СЦ, которые взаимодействуют между собой, работают на единой системе показателей, моделей, методов стратегического планирования и имеют единый территориально-распределительный фонд по различным сферам.

Последняя рекомендация и распоряжение правительства – создание системы управления правительственными программами и крупными проектами на базе СЦ. Мы проводим утверждённый президентом план первоочерёдных мероприятий, включая разработку проектных решений, проблем, связанных с информационной безопасностью, созданием центра управления и координацией сети СЦ. Это та информационно-технологическая инфраструктура для системы государственного управления, о которой мечтал Виктор Михайлович.

И  председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым утверждена программа по внедрению СЦ в органы власти до 2020 года. И сегодня ситуация такая: все субъекты понимают, что им нужен инструмент для управления всеми аспектами – здравоохранением, образованием, промышленностью. И федеральные органы власти тоже активно начинают использовать этот инструмент.

В настоящий момент новым этапом является интеллектуализация СЦ. То есть нужны не просто информационные ресурсы, не просто мониторинговые задачи того, что было вчера, но и многофакторный анализ. Какие факторы определяют ситуацию, которая сложилась сегодня; прогноз развития; выработка вариантов решения; контроль реализации этих стратегических задач по нашим органам власти и по оборонке. За наукоемким наполнением, за моделями, методами мы и пришли в МГУ, сначала – на факультет глобальных процессов (декан – И.В. Ильин), а затем ректор Виктор Антонович Садовничий поддержал идею проведения Всероссийской конференции.

- А какие технические решения применяются для программирования и для, так скажем, железа? Какие проблемы сейчас актуальны?

- За 20 лет мы выработали типовые варианты программно-аппаратных средств. В первую очередь – это средства отображения. Сегодня современные средства отображения – это плоские экраны, практически бесшовные или светодиодные панели, что достаточно интересно. На выставке нашей конференции как раз обсуждали вопросы производства светодиодных экранов на наших производствах.

Второй слой – интеллектуальный: информационные ресурсы, методы, модели, алгоритмы технологий принятия управленческих решений. Это самая сложная часть,  это интеллект в системе управления, его нужно создавать. Очень приятно, что РАН и наши вузы откликнулись на решение этой задачи.

Научный руководитель Плехановского университета С.Д. Валентей 15 декабря предлагает провести семинар с приглашением учёных ведущих вузов, чтобы обсудить модели оценки состояния СЦ в субъектах РФ. У них уже есть некоторые наработки.

- Можно ли привести примеры каких-то масштабных задач, которые выполнены с помощью СЦ?

- Например, Олимпиада. Если бы не было Ситуационных центров, вовлечённых в этот процесс управления, мы бы, наверное, не успели или провели бы её с меньшей эффективностью.

Это была еженедельная работа всех СЦ по сбору информации о том, как реализуется строительство объектов наземного и горного кластера, какие риски возникают в связи с задержками сроков, что нужно предпринять, кто ответственный за срывы по определённым этапам. Сегодня также система СЦ работает при проведении Чемпионата мира по футболу в 2018. Ещё у нас есть программа по развитию Крыма. Активно используются СЦ для управления здравоохранением, образованием, промышленностью, развитием субъектов РФ и другими секторами экономики страны.

- Над чем работает «команда» по развитию ситуационных центров в настоящее время? Есть ли у вас какой-то проект, который можно осветить?

- Сейчас мы разрабатываем проект по созданию системы с отработкой типовых проектных решений, программно-аппаратных средств, территориально-распределённым информационным фондам, по разным информационным системам, по комплексу информационного взаимодействия, информационной безопасности и телекоммуникациям. 15 декабря мы должны представить материал, который станет руководством для обеспечения взаимодействия СЦ. Проект нужно сопровождать методически, для этого будут проводиться ежеквартальные семинары, конференции, круглые столы. Будем привлекать для этого вузы. МГУ уже начал приглашать федеральных и региональных руководителей проводить такие трёхдневные семинары.

- Я так понимаю, что к 2020 году планируется построить законченную сеть и, наверное, перед ней будет стоять какая-то глобальная архизадача?

- Одна из целей – это формирование стратегических планов развития нашей страны. Максимальная задача – вовлечь в систему государственного управления максимальное число умных специалистов, учёных, управленцев, экономистов, политологов для того, чтобы в этих сложных геополитических и экономических условиях находить оптимальные решения.

Всего должно быть создано несколько сотен СЦ, в том числе, в госкорпорациях (Газпром, Роснефть, РЖД), которые достаточно активно их у себя создают. Ситуационные центры, их система – это большая, междисциплинарная наука, это громадная наукоемкая задача, и мы приглашаем к ее решению институты, вузы, отдельные коллективы ученых для того, чтобы интеллектуально обеспечить выход нашей страны на траекторию устойчивого развития.

Источник: Наука и технологии РФ

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36