620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Новости

26 Октября 2016

Белые пятна бюджета скрывают триллионы рублей

МОСКВА. Проект трёхлетнего федерального бюджета, судя по тому, как его обсуждали депутаты в ходе парламентских чтений и министры на заседании Правительства РФ, будет тяжёлым: социальные траты существенно уменьшаются. Есть ли возможность избежать этого, найдя дополнительные доходы?

Эта тема стала главной, когда в пресс-центре «Парламентской газеты» Сергей Рябухин, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, и Юлия Крохина, доктор юридических наук, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного администрирования МГУ имени М.В. Ломоносова, размышляли об особенностях будущего трёхлетнего бюджета, исходя из правительственных «Основ бюджетной, налоговой   таможенно-тарифной политики».

Изменения в бюджете видны сразу: существенные сокращения социальных статей расходов; расширение «закрытых» трат; придание дополнительных полномочий Правительству в распоряжении бюджетными суммами. Однако главная особенность правительственного проекта – это попытка перейти к стратегическому планированию. Попытка не первая: как известно, прошлый трёхлетний бюджет не был реализован по политическим обстоятельствам в 2014 году.   

С.Рябухин считает, что нынешний проект бюджета вполне можно расценивать не как сумму трёх годовых бюджетов, но как цельный единый трёхлетний бюджет с преемственностью расходов и доходов и чётко прописанным планом, позволяющим выполнять основные целевые показатели. Это, по мнению сенатора, совершенно необходимо для отечественной экономики, в которой значительную часть занимают высокотехнологичные производства с многолетними технологическими циклами, разветвлёнными цепочками поставщиков и обусловленную этими обстоятельствами необходимость «длинного» горизонта планирования.

Однако нельзя не обратить внимания и на другую особенность проекта: в нём уделено основное внимание федеральной части, ситуация с бюджетами регионов и межбюджетными отношениями описана не всегда детально. Между тем гигантская задолженность субъектов Федерации, исчисляемая почти 2,5 триллиона рублей, может привести к росту социальной напряженности, ведь расходы на помощь населению в основном лежат на региональных бюджетах. Что делать?

Председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам предлагает провести инвентаризацию расходов местных бюджетов. Они, эти расходы, не всегда оказываются эффективными и оправданными, что неоднократно отмечалось в материалах Счётной палаты (СП) РФ.  Такой анализ поможет создать системную основу для роста постоянных доходов на местах. А разовую меру, которая способна оздоровить финансовую ситуацию в опутанных долгами субъектах Федерации, С.Рябухин видит в том, чтобы сохранить государственное кредитование региональных бюджетов на уровне 310 миллиардов рублей, хотя пока в проекте бюджета предусмотрено выделить на эти цели всего 200 миллиардов.

Ю.Крохина считает, что триллионные резервы можно найти, улучшая администрирование в налоговой системе и наведя комплексный порядок при сборе неналоговых поступлений. Сегодня, в частности, практически бездействует система штрафов за нарушение налогового законодательства. А сами штрафы не индексируются и составляют очень часто незначительные суммы, которые не стимулируют судебных приставов взыскивать штрафные суммы, а предпринимателей – соблюдать закон. Необходимо не только привести в соответствие размеры санкций за нарушения закона, но и повысить уровень собираемости штрафов. Это, помимо прямого финансового эффекта, принесёт и эффект косвенный, укрепив финансовую дисциплину и нарастив денежный оборот.

Другое направление – инвентаризация и учёт многочисленных неналоговых поступлений: различных сборов, коих насчитывается около 200, – от платежей лоцманам до сбора за утилизацию отслуживших своё автомобилей. Это громадные суммы, которые, по оценкам экспертов, составляют около 10 процентов всей доходной части бюджета, или примерно полтора триллиона рублей. Однако куда, в какие бюджеты и на какие счета идут эти ресурсы, на каких юридических основаниях взимаются и какими актами регулируются и учитываются, очень часто неясно.   Систематизировать  неналоговые поступления не очень сложно по усилиям и недолго по времени, а результат может быть ощутимый, который позволит наполовину сократить дефицит бюджета.

Очень богатые возможности открывает и совершенствование  сборов акцизных платежей, как подчеркнул С.Рябухин. До сих пор примерно половина рынка подакцизных алкоголя и табака находится в теневой зоне, хотя введение ЕГАиС на алкоголь существенно улучшило ситуацию. Тем не менее необходимо вводить современные системы контроля за производством и продажей алкоголя и табака, что в совокупности может дать не менее 410–450 миллиардов рублей поступлений в казну, что превышает федеральные расходы на здравоохранение.

Деньги, которые по тем или иным причинам оказались вне поля зрения составителей проекта бюджета, в стране есть. И найти их не так сложно. Так можно сформулировать главный вывод дискуссии в пресс-центре «Парламентской газеты». Очевидно, он будет учтён и развит депутатами в ходе предстоящих чтений законопроекта о федеральном бюджете, который должен поступить в Государственную Думу 28 октября.

Источник: «Парламентская газета»

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36