Институт экономики уральского отделения Российской академии наук
Institute of economics, the Ural branch of Russian Academy of Sciences


ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36
|
Главная страница>Новости
Новости20 Октября 2016Какие новые технологии готовы принять россиянеМОСКВА. История человечества показывает — практически всякое новое изобретение люди встречали с большим скепсисом, и требовалось определенное время, чтобы технология вошла в жизнь человека, стала привычной и не вызывающей тревоги. В XXI веке технологии развиваются стремительно, и множество инноваций уже в ближайшие годы могут выйти из лабораторий, стать частью повседневной реальности. К каким из них россияне настроены лояльно, а какие жителей нашей страны, скорее, пугают — этому вопросу было посвящено новое исследование Высшей школы экономики. В конце 2015 г. сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Юрий Войнилов, Алена Нефедова, Валентина Полякова и Константин Фурсов изучили отношение россиян к технологическим инновациям. Наиболее интересные результаты исследования были представлены на конференции Future Foundation Technology Ethics Conference, которая прошла 1 октября 2016 года в Москве. Что нас пугает В общем перечне присутствовало 23 технологических инновации из самых разных сфер жизни, которые — согласно «Прогнозу научно-технологического развития до 2030 года» — в обозримом будущем имеют шансы на вхождение в реальную практику. Самым низким оказался интерес россиян к трем технологиям, с которыми международное сообщество связывает решение наиболее острых социальных проблем: голода и ухудшения экологической ситуации. Возможность питаться печеньем из сверчков интересна лишь 13% опрошенных и примерно у трети респондентов подобная инновация вызывает тревогу. Тем временем, ООН всерьез рассматривает подобные технологии как одно из решений проблемы голода при росте населения планеты. Лишь около 14% россиян заинтересовались другой возможной пищей будущего — синтезированными мясными продуктами. Технология «мяса из пробирки» также находится на этапе готовности к внедрению и рассматривается в мире как более экологичная, эффективная, а также гуманная альтернатива сельскому хозяйству. Чуть больше респондентов проявили интерес к технологии производства одежды из переработанных отходов — около 16%. Авторы исследования объясняют низкий интерес населения к перечисленным решениям присутствием на российском рынке доступных и привычных замен для них, а также высоким уровнем «беспокойства» относительно этой технологии: если в ближайшем магазине без проблем можно купить обычные продукты и одежду, то непонятно, зачем нужно искать им альтернативу. Самые привлекательные новинки Наибольший интерес и наименьший уровень беспокойства вызвали девять технологий которые, по словам авторов исследования, наиболее понятны населению нашей страны, в частности, благодаря публикациям в СМИ. Стоит отметить, тем не менее, что даже лидеры в этом списке вызывают интерес лишь у половины россиян. Среди таких инноваций: · Бытовая солнечная батарея — 51% · «Умная» одежда — 50% · Датчики загрязнения окружающей среды — 50% · Электромобиль — 49% · Дистанционная консультация врача — 48% · Карманный детектор токсинов — 46% · Бытовые аккумуляторы — 45% · «Умный» дом — 43% · Уплотнитель мусора — 43%. Прочие технологические инновации из перечня исследователи отнесли к группе умеренного интереса. Прежде всего, это либо технологии с неочевидной выгодой для «обычного человека», либо решения, имеющие неоднозначные последствия для жизни и здоровья. В этот список, к примеру, попали беспилотные такси, генная диагностика, имплантируемые датчики здоровья, 3D-принтеры, функциональное питание и другие. Проводники инноваций По данным авторов исследования, в целом, россияне скорее настороженно относятся к новинкам науки и технологий, а активно интересуется ими лишь небольшая прослойка населения. Опросы позволяют составить социальный портрет таких своеобразных проводников новых технологий. Это чаще всего мужчины, жители больших городов, молодое поколение (прежде всего, группа 16-29 лет), а также люди с высоким доходом. «Мы живем в эпоху экономики знаний, в которую научные и технологические результаты, а также человеческий капитал являются основными драйверами экономического роста, — отмечает Алена Нефедова. — И население является не просто потребителем, а активным проводником новых технологических решений. Нужна активная просветительская работа: выпуск научно-популярных передач, журналов, открытие интерактивных научных музеи и так далее что, согласно нашим исследованиям, формирует позитивное отношение населения к науке и повышает интерес к новым технологиям». Источник: Научная Россия |
Календарь новостей
Поиск по новостям
|
г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
+7 (343) 371-45-36