620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Новости

13 Октября 2016

Для управления Арктикой нужен Госплан?

МОСКВА. Несмотря на неизученность Арктики, туда стремятся попасть ведущие державы, даже не имеющие выхода в регион. Доклады о стратегии по отношению к полярной зоне выпустили Италия, Южная Корея, Япония – все они являются наблюдателями в Арктическом совете. На статус члена претендует Китай, который участвует в северных проектах России, Норвегии, Финляндии и делает свои инвестиции.

Геополитическое значение региона со временем усилится экономическим эффектом от разработки богатых природных ресурсов. Обязательное условие закрепления в Арктике того или иного государства – создание инфраструктуры. В России порядка 20 арктических проектов имеют статус приоритетных и внесены в госпрограммы, однако эксперты говорят об их разрозненности и отсутствии системы планирования территориального развития.

Президент Арктической академии наук, профессор Валерий Митько рассказал о необходимости создания единого органа управления Арктикой и перспективах международного сотрудничества.

Вопрос: Как Вы считаете, насколько реальны амбициозные планы России в Арктике?

Валерий Митько: Определено 145 арктических проектов, из которых 17 – приоритетные, хотя непонятно, будут на них выделены деньги или нет. Больше половины этих проектов связаны с развитием транспорта, и это неудивительно, ведь именно транспортно-коммуникационный каркас является "скелетом" не только региона, но и всей страны. Но анализ показывает, что эти 17 проектов не связывает единая система. Возьмем порт "Индига" в Ненецком автономном округе и Архангельский морской порт. Они находятся рядом, в обеих гаванях много работы, но "Индига" уже является незамерзающим глубоководным портом, а в Архангельске нужно использовать ледоколы. Зачем нужны два порта?

Есть проект Сабетта, ради создания порта там решили прорыть канал по дну Обской губы. Во-первых, представляете, что стоит прорыть канал для газовозов протяженностью 50 км по вечной мерзлоте? К тому же, сейчас появилась проблема заиливания, кто будет все очищать? Во-вторых, при организации канала произошло уничтожение сиговых пород рыб.

Выходы на Северный морской путь имеют многие европейские и азиатские маршруты, поэтому нельзя противопоставлять его другим логистическим коридорам, тому же Суэцкому каналу. Нужно встраивать его в систему,  тогда появятся колоссальные преимущества и экономические выгоды. К тому же, когда СМП станет частью мировой системы, а не нашим "внутренним делом", мы сможем рассчитывать на инвестиции, а пока что маршрут не обустроен. Эти примеры говорят о том, что проекты разрознены. Мурманский, Архангельский порты, Белкомур, СМП, Широтный ход – все это нужно объединить в единую систему, создать госпрограмму, но ее нет.

Вопрос: Чья это задача - создать госпрограмму?

Валерий Митько: Раньше у нас был Госплан. Мы говорим о том, что необходим единый центр управления Арктикой, и имеем в виду аналог Госплана, такую же систему. Создание Госкомиссии по развитию Арктики – это половинчатое решение, для того, чтобы осуществлять полноценную работу, она должна напрямую подчиняться президенту, как Госплан подчинялся генсеку. Тогда ответственности будет больше. Сейчас Дмитрий Олегович (Рогозин, председатель Госкомиссии, прим.) говорит, что решения прошлого года не выполнены, видно, что никто ни перед кем не отвечает: рыть золото в Магадан за срыв работы никого не отправили. Я не говорю о том, что нужно возвращаться к тем временам, когда людей ставили к стенке, но и нельзя закрывать глаза на неисполнение своих обязательств! Орган по управлению работами в Арктике должен быть подчинен президенту, как Госплан - генсекретарю

Вопрос: Но стоимость перечисленных проектов огромна, и финансирование ряда из них уже подтверждено. Выделение сотен миллиардов рублей на Арктику разве не является подтверждением декларированных намерений закрепиться в регионе?

Валерий Митько: Неэффективность использования инвестиций в арктических проектах очевидна. Арктическое пространственное планирование – это единая схема действий, которой обязаны следовать все участники программ развития территории, вне зависимости от того, ЛЙКОЙЛ ты, "Роснефть" или "Газпром". Но российские госкомпании – это государство в государстве, каждая работает самостоятельно и лоббирует свои интересы.

Распределение средств между победителями таких "войн" – это не планирование, а растаскивание денег. В конце концов, мы можем прийти к тому, что по кускам растащат и Россию. Арктика, кроме всего прочего, является одним из стабилизаторов евразийского единства России благодаря тому же Северному морскому пути. Транспортная инфраструктура, коммуникации – это каркас, делающий страну цельной. А если "Роснефть", "Газпром" и другие компании будут сами за себя, то каркас превращается в конструктор "Лего".

В единой стране даже олигархи инвестируют в стратегические направления. Одного китайского олигарха СМИ сравнили с нашим Абрамовичем, китаец тоже любил футбол и имел свой клуб. На такое сравнение китаец ответил, что принципиальное различие между ним и Абрамовичем в том, что он поддерживает китайский футбол. Российские олигархи зарабатывают деньги внутри страны и забирают их отсюда, а должны помогать в создании объединяющей инфраструктуры, она является условием стабилизации социально-экономического положения внутри страны.

Вопрос: К слову о Китае, каковы перспективы страны в Арктике?

Валерий Митько: Китай строит в Джибуте колоссальную военно-морскую базу. Это Восточная Африка, рядом Сомали и выход на Суэцкий канал. Китай, в конце концов, будет контролировать южный путь. На севере у него тоже есть друг – Россия, с СМП никаких проблем быть не должно.

Думаю, что Китай "додавит" Арктический совет и станет его членом, быть может, не на тех же правах, что и Россия или кто-то другой, но,  во всяком случае, страна, которая обладает колоссальным научным и финансовым потенциалом и сотрудничает со многими странами, входящими и в Арктический совет, не может оставаться за его пределами. Китай последовательно и четко проводит свою политику в арктической зоне, он есть везде: в Норвегии, Финляндии, Исландии. Весь мир он берет в свои руки без единого выстрела.

Вопрос: То есть не пустить Китай в Арктику уже нельзя?

Валерий Митько: Я считаю, что нужно сделать так, чтобы все страны участвовали в решении арктических проблем, иначе они вступят в конфронтацию, которая не принесет пользу никому. Вспомните, 10-15 лет назад мы искали в Арктике врагов, теперь используется термин "партнеры". Можно взять опыт ООН и создать арктический Совет безопасности или Деловой совет, национальной политикой должна управлять Госкомиссия по развитию Арктики. Китай действует мудро и стратегически правильно, если мы не обратим внимание на свои проекты, то в Арктику мы можем опоздать. Наше руководство тоже действует мудро, уравновешивая перекос в международных отношениях в сторону Китая сотрудничеством с Японией, Индией и странами ОСЕАН. Усилия на международной арене лишь частично компенсируют внутренние противоречия.

А В ЭТО ВРЕМЯ…

ТЮМЕНЬ. Резолюцию по гармоничному развитию арктических регионов приняли участники осенней школы программы Фулбрайта, которая проходила в ТюмГУ. Ее участниками стали молодые ученые и исследователи из разных городов России.

В связи с нарастающим интересом к арктическим запасам полезных ископаемых ученые всего мира обеспокоены проблемами сохранения экологии Арктики и ищут пути бережного освоения этих территорий. Интенсивная разработка месторождений полезных ископаемых может повлечь за собой нарушение хрупкого экологического баланса, а также образа жизни коренных народов Севера. Решить эти вопросы попытались участники осенней школы программы Фулбрайта.

Резолюция включила в себя ряд тезисов, призывающих поддержать коренные народы Арктики и традиционное землепользование, а также предложения по международной разработке зеленых технологий освоения месторождений, созданию научно-образовательных центров, жесткому регулированию охоты и рыболовства и совместной ликвидации последствий возможных аварий.

"Мне, как сотруднику и выпускнику, очень приятно, что мы смогли организовать все на таком уровне, пригласить таких экспертов. Мне радостно за Тюмень, что мы дошли до такого профессионального уровня в организации подобных мероприятий", – поделился Олег Крыжановский, доцент кафедры математических методов, ИТ и систем управления в экономике ИМиКН ТюмГУ.

После представления резолюции директор программы Фулбрайта в России Джоэл Эриксон выразил уверенность в том, что выдвинутые тезисы абсолютно разумны и поблагодарил участников школы за проделанную работу. Вместе с первым проректором ТюмГУ Валерием Дубицким Эриксон вручил сертификаты об успешном окончании курса, сообщают в управлении стратегических коммуникаций ТюмГУ.

Источники: НаканунеРУ, ИА «Тюменская линия»

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36