620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Новости

04 Октября 2016

Итоги Международного инвестиционного форума «Сочи-2016»

СОЧИ. Международный инвестиционный форум «Сочи-2016» завершил свою работу. Его участники обсудили ключевые проблемы российской экономики — несбалансированность бюджета, стагнацию и взаимоотношения между государством и бизнесом.

Деловой завтрак Сбербанка

В очередной раз олимпийская столица России стала экономическим центром страны — Сочи принимал гостей и участников Международного инвестиционного форума. Помимо представителей отечественного бизнеса и экспертного сообщества, в нем приняли участие два десятка топ-менеджеров со всего мира.

Одним из ключевых событий форума традиционно стал деловой завтрак Сбербанка. Хозяин мероприятия — президент финансовой организации Герман Греф — пригласил федеральных чиновников, независимых экспертов, глав регионов и предложил поговорить на тему «Бюджетный пирог: как разрезать правильно».

Каждый спорный вопрос выносился Г.Грефом на голосование. Если вкратце, то участники завтрака пришли к следующим выводам: чтобы сбалансировать бюджет к 2020 году, необходимо добиться роста экономики за счет структурных реформ (58,6 процента голосов; примечательно, что только 1,1 процента выступили за повышение налогов); чтобы профинансировать дефицит бюджета, нужно провести приватизацию (58,8 процента посчитали, что сейчас лучший момент для распродажи госактивов; самый непопулярный ответ — потратить Резервный фонд — собрал 1,3 процента). Таковы главные результаты дискуссии о бюджетном пироге.

По этому поводу глава совета Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин пожалел главу Минфина Антона Силуанова. «Дело в том, что ему сложнее значительно, чем было в тот период, когда я был министром финансов, и перед страной стоят сейчас более серьезные задачи», —  говорил он.

При этом А.Кудрин дал своему бывшему подчиненному (А.Силуанов занимал пост замминистра финансов до 2011 года) несколько советов. Траты бюджета стоит перераспределить, полагает он. «Деньги на образование, здравоохранение и инфраструктуру — расходы на эти три позиции нам нужно увеличивать», — отметил глава совета ЦСР.

Но участники «Сочи-2016» определили и главные проблемы отечественной экономики. Среди них — недостаточно высокое качество госуправления и административное давление на бизнес. А.Кудрин, как впрочем и всегда, подготовил мрачные прогнозы. С 2014-го по 2019 гг. расходы бюджетов всех уровней в реальном выражении могут упасть на 19-20 процентов. Траты на социалку придется делать более адресными и эффективными, а пенсионный возраст неизбежно вырастет. «Нам от этого никуда не деться», — подчеркнул он.

Одним из самых ярких выступлений была речь главы думского комитета по бюджетам и налогам Андрея Макарова. Он говорил непосредственно о бюджетном пироге с кулинарно-финансовой точки зрения. «Давайте вспомним. Пирог, который хочется кушать... Если вы недовложили в этот пирог, когда вы его готовили, муки, масла, сахара и многих других производных, не то что резать, его есть не захочется. Вопрос на самом деле, как его сначала испечь. А то мы делим то, что еще не испекли», — сказал А.Макаров.

Решение проблемы он видит в изменении отношений между центром и регионами. Субъектам Федерации надо дать больше полномочий в бюджетно-налоговой сфере. Одновременно руководители регионов должны нести повышенную ответственность за эффективность расходов с тем, чтобы каждый вложенный казенный рубль приносил прибыль. Ну а на главный вопрос — увеличит ли государство фискальную нагрузку на население и бизнес — ответил Антон Силуанов. «Налоги повышаться не будут», — пообещал министр финансов.

Карт-бланш правительству

Центральным событием «Сочи-2016» стало выступление председателя правительства Дмитрия Медведева. Свою речь он посвятил планам относительно экономического будущего государства. Д.Медведев подчеркнул, что результаты выборов в Госдуму — не только показатель политической стабильности, но и карт-бланш от россиян.

«Умение конвертировать политическую стабильность внутри страны в эффективное развитие национальной экономики — прямая обязанность власти», — заявил глава правительства. Он отметил, что экономическая повестка ближайших пяти лет в России будет ориентирована на рост ВВП и улучшение жизни людей.

Он также заявил, что санкции не являются главной проблемой отечественной экономики. «Скажу прямо: это плохо, но не это главное. В нашей экономике, как известно, за десятилетия накопились структурные проблемы, то есть деформации в самой экономической системе», — пояснил глава кабмина. И отметил, что подобные задачи невозможно решить даже за десятилетие, поскольку «нынешняя структура российской экономики берет свое начало в советской экономике, которая складывалась в течение 50-60 лет».

 «Конечно, есть и плюсы, и минусы, но, тем не менее, она [система] требует реформирования, и на это требуется значительное время. Поэтому экономический рост зависит от того, насколько успешны мы будем в этих преобразованиях», — заключил премьер. Правительство ожидает, что негативные тренды, формировавшиеся в последние годы, себя исчерпают, добавил Д.Медведев.

Одновременно он признал недостатки в системе государственного управления. В этом вопросе его мнение совпадет с позицией А.Кудрина и ЦСР. «Надо признаться, что та критика, которая раздается в адрес системы государственного управления за недостаточную гибкость, низкую эффективность, она абсолютно справедлива. Государственная машина действительно неповоротлива (...). Надо прямо сказать, что ее коэффициент полезного действия остается низким», — сказал он.

Особое внимание Д.Медведев уделил взаимоотношениям государства и бизнеса. По его словам, контролирующие органы не должны вести «ковровых бомбардировок» предпринимателей. Требуется серьезная перезагрузка системы госконтроля и надзора. Надо внимательно следить за теми областями, где есть реальные риски для безопасности и здоровья людей, а не за всеми компаниями подряд. «Это, в общем, очевидные вещи», — отметил премьер-министр.

Д.Медведев рассказал о главной экономической цели правительства на ближайшие пять лет — повышение ВВП и улучшение качества жизни людей. Но была еще одна тема, которой коснулся Д.Медведев. Одной из основных задач властей является обеспечение людей достойным жильем. Глава правительства заявил, что благодаря государственной поддержке через несколько лет объемы выдачи жилищных кредитов удвоятся.

Глава Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) Александр Плутник отметил, что такая цель вполне достижима. «Снижение инфляции создает реальные возможности для уменьшения ставки по ипотеке. В течение ближайших нескольких лет мы видим возможность цикличного снижения ставки. В 2018 году она будет ниже 10 процентов», — спрогнозировал он.

В тисках проверок и штрафов

Вопрос о качестве государственного управления, а также то, как власти взаимодействуют с бизнес-сообществом — вот основная тема, поднятая на Международном инвестиционном форуме «Сочи-2016».

Предприниматели все еще страдают от огромного количества проверок. Причем многие требования надзорных органов действуют с советских времен и сегодня кажутся абсурдными. Так, бухгалтеры обязаны ходить в белых халатах, официанты — в чепчиках. Отсутствие этих деталей одежды может стать реальным основанием для штрафа конкретной компании. В современном обществе государство уже не должно регулировать такие детали. Ему остается следить за тем, чтобы жизни и здоровью людей на данном предприятии ничего не угрожало.

«Больше двух миллионов проверок. Из которых только восемь процентов выявили риски для здоровья человека. Система выявления и управления рисками построена неэффективно. В итоге бизнес вместо того, чтобы поднимать экономическую активность, производить конкурентоспособные товары и услуги, тратит время на эти проверки, большая часть из которых ничего не выявляет», — отметил президент ЦСР Павел Кадочников.

Тем не менее, он видит хорошие перспективы развития России. По его словам, отечественной экономике нужна тонкая настройка, последовательное выполнение программных заявлений. «Экономика сложная, большая, находится в непростой ситуации. Речь не о реформах. Нужно выработать набор решений, пойти и сделать их», — заключил П.Кадочников.

КСТАТИ:

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб в составе делегации Свердловской области также приняли участие в Международном инвестиционном форуме, который проходил в Сочи с 29 сентября по 2 октября.

Губернатор принял участие в пленарном заседании форума «Новое качество государственного управления: проекты для роста, проекты для жизни» и в заседании президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам, которые провел председатель российского правительства Дмитрий Медведев. 

 «Приоритетные проекты направлены на решение многих застарелых проблем, которые имеются практически в каждом регионе страны. Но есть территории, где эти проблемы стоят особенно остро – это монопрофильные территории. Там нет работы, и нет перспектив развития бизнеса. В моногородах живет десятая часть населения страны – это почти 15 миллионов человек, и у них должна быть нормальная благополучная жизнь. Наша задача заключается в том, чтобы превратить моногорода из депрессивных индустриальных зон в территории новых возможностей, а еще лучше – в территории успеха. Чтобы добиться этого, будем использовать меры, уже доказавшие свою эффективность, и новые меры поддержки. Уже в следующем году мы направим порядка 6,5 миллиарда рублей, за счет которых продолжим спонсировать в моногородах необходимую для бизнеса инфраструктуру, присваивать моногородам статус территорий опережающего социально-экономического развития. В планах создать к концу 2018 года в таких территориях не менее 230 тысяч рабочих мест вне градообразующих предприятий», – отметил Д.Медведев.

Свердловская область продолжит активную работу по оживлению экономики монопрофильных территорий, привлечению федерального финансирования и инвесторов для развития моногородов. Так, город Краснотурьинск, которому некоторое время назад был присвоен статус ТОРа. Об этом губернатор сказал по итогам участия в пленарном заседании форума «Новое качество государственного управления: проекты для роста, проекты для жизни». Для региона вывод из зависимости таких территорий является особенно важным – Средний Урал относится к числу регионов с самой высокой концентрацией моногородов, занимая второе место среди субъектов РФ по их количеству после Кемеровской области.

«Развитие моногородов – это национальный проект. Сегодня все уровни власти: муниципальный, региональный и федеральный, включились в эту работу. На уровне Федерации создан Фонд поддержки моногородов, на нас лежит ответственность принять соответствующие программы и обеспечить соответствующее инфраструктурное развитие в этих территориях для привлечения инвестиций, в том числе – открытия новых производств. Ну, и муниципальные команды должны проходить соответствующее обучение и реализовывать на местах те проекты, которые будут приняты на всех уровнях. Статус ТОРа уже присвоен Краснотурьинску, кроме того, сегодня получен очередной федеральный транш в размере более 80 миллионов рублей – средства пойдут на развитие инфраструктуры и привлечение инвесторов», – сказал губернатор.

Напомним, несколько дней назад председатель Правительства России подписал постановление о создании ТОРа в Краснотурьинске. Это позволит привлекать инвестиции в развитие территории, создавать новые рабочие места, не связанные с деятельностью градообразующей организации – БАЗа.

Согласно постановлению правительства, инвестпроекты на территории ТОР «Краснотурьинск» могут быть реализованы в таких сферах как растениеводство, животноводство, добыча металлических руд и полезных ископаемых, производство пищевых продуктов и других областях. Сегодня предложения о намерении осуществлять деятельность на ТОРе в Краснотурьинске поступили уже от 15 потенциальных резидентов с общим объемом инвестиций по заявленным проектам до 12 миллиардов рублей и количеством новых рабочих мест порядка двух тысяч. В 2015 году из Фонда развития моногородов в бюджет Свердловской области поступили почти 190 миллионов рублей на реализацию проекта создания индустриального парка «Богословский» в Краснотурьинске.

Стоит отметить, что еще ряд муниципалитетов претендуют на получение статуса ТОРов. Это Первоуральск, Лесной, Новоуральск. Только в Новоуральске при реализации госпрограммы территории опережающего развития будет создано более двух тысяч новых рабочих мест и инвестировано в городские предприятия более 20 миллиардов рублей.

Кроме того, Е.Куйвашев на площадке Международного инвестиционного форума в Сочи подписал соглашение о взаимодействии с Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ОАО «Урал Асбест». Документ направлен на повышение экологической безопасности региона в рамках Года экологии.  Подписи под документом также поставили министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской, руководитель Росприроднадзора Артем Сидоров и гендиректор предприятия Юрий Козлов.  

Согласно документу, «Урал Асбест» на ближайшие два года берет на себя ряд обязательств, которые позволят снизить выбросы вредных веществ в атмосферу, сократить складирование отходов производства, исключить сброс неочищенных дренажных вод в реку Большой Рефт. Объем вложенных предприятием средств составит около 75 миллионов рублей.  По словам Е.Куйвашева, участие промышленных предприятий в планомерной работе по экологическому оздоровлению Свердловской области – яркий показатель их высокой социальной ответственности, неравнодушия к вопросам повышения качества жизни уральцев.

Свердловская область исторически развивалась как промышленный регион с высокой концентрацией производств. И сегодня крупные промышленные предприятия Среднего Урала продолжают оставаться главными источниками загрязнения окружающей среды, негативно влияют на экологическую обстановку. Чтобы снизить влияние этих вредных факторов, руководство области, начиная с 2011 года, применяет практику заключения специальных соглашений о взаимодействии в сфере охраны окружающей среды с ключевыми предприятиями региона. В рамках таких договорённостей предприятия принимают на себя обязательства по реализации мероприятий по снижению экологической нагрузки на окружающую среду.

Руководство области, со своей стороны, оказывает им всестороннее содействие в этой работе. К настоящему времени заключено уже 27 таких соглашений. В частности, заключены соглашения с ПАО «Энел Россия» в части филиала «Рефтинская ГРЭС»; ОАО «Среднеуральский медеплавильный завод»; ОАО «Святогор»; МУП «Водоканал» (город Екатеринбург); ПАО «ОГК-2» в части филиала «Серовская ГРЭС»; ОАО «ЕВРАЗ Качканарский горно-обогатительный комбинат», ОАО «Высокогорский горно-обогатительный комбинат». 

Мероприятия, включенные в соглашения, требуют значительных финансовых затрат, но вместе с тем, дают существенный экологический эффект. Только по итогам 2015 года хозяйствующими субъектами Свердловской области на реализацию соглашений было затрачено более 7,5 миллиарда рублей.

Отметим также, что готовясь к проведению Года экологии, объявленного Президентом России на 2017 год, Свердловская область уже сейчас активно внедряет практику заключения четырехсторонних соглашений по созданию условий для снижения вредного воздействия на экологию. Такие соглашения заключаются между федеральными и региональными органами государственной власти и предприятиями - источниками загрязнения окружающей среды. Первое такое соглашение было подписано с  ОАО «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат» в рамках Петербургского международного экономического форума в 2016 году.

Укреплению межрегионального сотрудничества послужит соглашение между двумя крупными субъектами РФ, которое на полях Международного инвестиционного форума в Сочи подписали губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий.  Документ предполагает расширение торгово-экономического, научно-технического, социального и культурного сотрудничества.

«Вслед за этим соглашением последуют бизнес-миссии, культурный, социальный и общественный обмен, в результате которого мы найдем партнеров с нашими новосибирскими коллегами, деятелями культуры, органами власти. Это движение вперед», – подчеркнул Е.Куйвашев.

«Наши регионы схожи по экономике. Это промышленные территории. Также достаточно сильно развит сегмент агропромышленного комплекса. Соглашение придаст импульс для более активного взаимодействия представителям бизнеса. Когда руководители региона выражают свою политическую волю о сотрудничестве, это достаточно сильный сигнал для бизнеса – увереннее себя чувствовать в намерениях и поиске своих партнеров на территориях других регионов. Рад, что такое соглашение подписано с губернатором Свердловской области», – сказал В.Городецкий.

Отметим, что промышленность Новосибирской области – один из ведущих секторов экономики региона. Основными отраслями являются машиностроение и металлообработка, электротехническое оборудование, приборостроение, металлургическое оборудование. В регионе развиты пищевая и химическая промышленность, сфера строительных материалов. Важным сектором экономики области является агропромышленный комплекс. Новосибирское сельское хозяйство специализируется на выращивании зерна, картофеля, овощей, развиты мясомолочное животноводство, птицеводство, пчеловодство. Важную роль играет производство льна.

В 2014 году товарооборот между Свердловской и Новосибирской областями составил 3,7 миллиарда рублей.  Из Свердловской области в Новосибирскую область в предыдущие годы вывозились прокат черных металлов, стальные трубы, чугун, цемент, бумага. На Средний Урал осуществлялся ввоз железобетонных конструкций и деталей, кабель, провода и другие проводники, используемые для связи.

Отметим также, что подписанное соглашение стало продолжением системной работы по выстраиванию взаимодействия с регионами – до этого Средний Урал уже подписал 73 документа о сотрудничестве с субъектами РФ.

Источники: ЛентаРУ, Департамент информационной политики губернатора Свердловской области

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36