620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Новости

22 Сентября 2016

Новые приоритеты и задачи региональной политики

МОСКВА. Очередное заседание Совета безопасности было посвящено совершенствованию государственной региональной политики. В начале обсуждения президент В.Путин напомнил, что основные положениях региональной политики в России были утверждены больше 20 лет назад. В этом документе были определены главные цели и задачи, которые сегодня необходимо уточнять.
По словам президента, в стране сохраняются риски несбалансированности бюджетной системы, а также диспропорции в территориальном развитии и на рынке труда. Проблемы с образованием, культурой и здравоохранением президент также связал с дисбалансом региональных бюджетов. Культура, образование и медицина – это те сферы, которые обеспечивают единство экономического и социального пространства страны, подчеркнул В.Путин. А их состояние, так же как и состояние экономики, прямо влияет на социальное самочувствие граждан.
Тема пересмотра межбюджетных отношений звучит не впервые. В начале сентября спикер Совета Федерации (СФ) Валентина Матвиенко уже предлагала вернуться к принципу распределения налоговых доходов между Центром и регионами в пропорции 50х50. Сегодня же налоговые отчисления Центру составляют, по разным оценкам, около 65%.
«Нужно в целом менять систему межбюджетных отношений – создавать условия для самостоятельного развития регионов, формирования у них собственной доходной базы, достаточной для того, чтобы они могли не только в полном объеме выполнять свои социальные обязательства, но и развивать экономику и инфраструктуру, не залезая при этом в долги», – сказала спикер СФ. По данным председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, текущий долг регионов достиг 2,3 трлн рублей.
«Заметна разница в экономическом развитии регионов, не преодолена тенденция стягивания экономики в центральные районы страны. Это приводит к диспропорциям в бюджетной обеспеченности, а как результат – к разрыву в уровне доходов, социальных гарантий людей, живущих в разных субъектах Российской Федерации», – сообщил В.Путин. Общие доходы пяти самых богатых и самых бедных регионов различаются в 43 раза!
Новые приоритеты и задачи региональной политики будут прописаны в проекте новых «Основ государственной политики регионального развития России до 2025 года», который уже готовится в правительстве.
«Важно определить в новом документе экономические механизмы, которые помогут более полно реализовывать производственный, научно-технологический, образовательный, предпринимательский потенциал регионов, гибко использовать их конкурентные преимущества, создавать новые точки роста и тем самым обеспечить поступление в бюджет дополнительных доходов», – посоветовал президент.
Субъекты Федерации и муниципальные образования должны добиваться сбалансированности своих бюджетов. «Надо более грамотно использовать налоговые инструменты, чтобы создавать условия для развития экономики и увеличения валового регионального продукта», – указал президент.
На федеральном уровне будет пересмотрена система целевых субсидий и дотаций. Новые правила межбюджетных отношений будут обсуждены на отдельном совещании с участием представителей регионов и федерального правительства. Нужно обеспечить координацию федеральных, региональных программ развития. В этой координации будут обсуждаться и инвестиционные планы госкомпаний крупных частных предприятий, сказал президент.
Президент поручил правительству обеспечить введение нового местного налога – так называемого курортного сбора. «Внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие введение курортного сбора, доходы от которого могут быть направлены на развитие санаторно-курортного комплекса Российской Федерации», – говорится в поручении главы государства. Срок исполнения поручения установлен до 1 марта 2017 года.
Кроме того, президент поручил министрам до 1 апреля 2017 года решить вопрос о создании территорий опережающего развития на территориях курортов.

А В ЭТО ВРЕМЯ…
В четверг, 22 сентября, журнал «Вопросы экономики» опубликовал статью председателя правительства Дмитрия Медведева «Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики». В ней премьер рассказал о причинах кризиса, доверии к рублю, «голландской болезни», вреде популизма, а также о том, как страна успешно борется с трудностями. Приводим ключевые тезисы статьи Д.Медведева.

О причинах кризиса
Нынешний кризис обусловил нарастание нестабильности мировых рынков, функционирование которых существенно отличается от того, что было принято на протяжении предшествуюших десятилетий. Сформировался глобальный финансовый рынок, способный почти мгновенно перемещать по миру огромные суммы денег. Но не сформировалась адекватная ему система глобального регулирования.
Важнейшей особенностью современного этапа развития (и современного кризиса) становится политизация экономической жизни, особенно на международном уровне. Рынки все больше подчиняются политическим законам в ущерб законам экономики. Политический фактор все активнее вмешивается в экономическую политику, подчас подменяя собой рыночную конкуренцию. Разного рода санкции — лишь наиболее наглядное проявление этого тренда.

О «разорванной в клочья» экономике
В конце 2014 года нам предрекали катастрофу, а один известный политик утверждал, что российская экономика будет «порвана в клочья». Нам пророчили неуправляемый бюджетный кризис, срыв в инфляционную спираль и длительное падение рубля, продолжительный и глубокий спад производства, скачок безработицы. В общем, катастрофический сценарий.
Вместо реализации внешне популярных, но безответственных предложений, мы занялись систематической работой по противодействию шокам и одновременно формированию условий для обновления экономической системы. Результаты оказались лучше большинства прогнозов. Мы выстояли потому, что удалось сформировать систему антикризисных мер, позволившую не допустить неконтролируемого развития ситуации.
В январе 2015 года президент США Барак Обама говорил о том, что после введения санкций Россия изолирована и ее экономика «разорвана в клочья». Мы сохранили фундамент для обеспечения макроэкономической стабильности. Бюджет, хотя и не без потерь, справляется с теми тяжелыми вызовами, которые ставит перед ним внешнеэкономическая конъюнктура. Меняется структура доходов бюджета. Доля доходов, не связанных с нефтью и газом, составляет почти 60 процентов. Это уже совсем другая экономическая модель.

О росте цен и курсе рубля
Своевременные решения о переходе к инфляционному таргетированию позволили сохранить золотовалютные резервы и обеспечить устойчивость денежной системы. Инфляция неуклонно снижается и по итогам года не превысит шести процентов. А целевой ориентир в четыре процента, еще недавно многим казавшийся фантастическим, приобретает реальные очертания.
Несмотря на колебания валютного курса не произошло ни бегства вкладчиков из банков, ни конвертации средств в иностранную валюту: в депозитах населения доминирующим остался российский рубль. За 2015 год объем вкладов населения увеличился на 20 процентов.

О «голландской болезни»
На протяжении длительного времени мы сетовали на «голландскую болезнь» — снижение эффективности и конкурентоспособности внутреннего производства из-за укрепления курса национальной валюты. Теперь «голландская болезнь» ослабла.
Результатом стал рост конкурентоспособности и, соответственно, производства в ряде отраслей. В их числе металлургия, химическая промышленность, отрасли, производящие продукцию массового спроса (пищевые продукты, одежда и обувь), сельское хозяйство, отдельные подотрасли машиностроительного комплекса и фармацевтика.
«Голландская болезнь» — зависимость России от нефти, которая привела к падению конкурентоспособности внутреннего производства — ослабла, констатировал Д.Медведев

Об уровне жизни россиян
Но все стабилизационные меры не могут пока компенсировать главного проявления кризиса — падения благосостояния россиян. И хотя нам удалось не допустить скачка безработицы — не только в сравнении с 90-ми годами, но и с 2009 годом, когда безработица превысила девять процентов против нынешних менее шести процентов — за последние два года люди стали беднее. Снизились реальные располагаемые доходы, сократилась реальная зарплата.
Мы пошли на значительное расширение социальной поддержки. Эта статья расходов бюджета росла быстрее, чем расходы по большинству других направлений. Социальная поддержка будет постоянно в центре внимания правительства, хотя мы хорошо понимаем, что лучший механизм обеспечения роста благосостояния — это устойчивый экономический рост.

О «печатном станке» и возврате в СССР
Мы не можем допустить популизма — ни словесного, ни тем более бюджетного. Мы не будем идти по пути включения «печатного станка» и разбалансирования экономики — мер, за катастрофические последствия которых всегда расплачиваются люди. Если бюджету не хватает денег, мы не будем допечатывать их для покрытия недостающих доходов. Все понимают, что эмиссия необеспеченных денег — это просто производство бумаги, которое подстегнет инфляцию, обесценит доходы людей, зарплаты и пенсии.
Неприемлемы и предложения в текущих условиях ввести очень жесткое регулирование экономики, вернуться к образцам советского планирования. Именно жесткость советской модели привела к ее краху в условиях современного (постиндустриального) общества. Есть и ряд других идей внешне столь же простых, сколь и опасных: от перехода к мобилизационной экономике, национализации крупных компаний до тотальной распродажи всей государственной собственности. «Печатный станок» в России включаться не будет, заверил глава правительства

О качестве госуправления
Мы двигаемся по пути оптимизации и упрощения организации государственного аппарата. Сокращение на 10 процентов численности государственных служащих на федеральном и региональном уровне, которое было осуществлено в 2016 году — болезненное, но относительно простое мероприятие в этом направлении.
Важным шагом является создание единого механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей. Произошла консолидация ряда функций органов исполнительной власти. Эта работа будет продолжена. Рассчитываем на ее распространение на региональный уровень.

О социальной политике
Семьям с детьми будет оказываться энергичная поддержка. Важным инструментом социальной политики стал материнский капитал. Правительство расширило сферы его применения и продлевает сроки реализации этой программы. Будет продолжена выплата ежемесячных пособий многодетным семьям, включая дотации на жилищно-коммунальные услуги. В течение трех лет должна быть ликвидирована очередь на земельные участки для многодетных семей или предоставлено жилье.
Необходимо выработать комплексную программу помощи пожилым людям. Она даст возможность как получения адекватной медицинской помощи, так и максимально возможного сохранения активного образа жизни.
Предстоит повысить эффективность рынка труда. Нас не должна успокаивать относительно низкая безработица в стране. Продолжающееся снижение численности населения в трудоспособном возрасте требует более активных мер по задействованию имеющихся трудовых ресурсов, по концентрации их в точках экономического роста.
Здравоохранение и образование были в числе приоритетных национальных проектов 2000-х. Приоритетными они остаются для нас и в настоящее время. Они вошли и в перечень стратегических проектов предстоящих лет.
Развитие здравоохранения и образования остается приоритетной задачей правительства  Качественное образование — источник конкурентоспособности страны, определяющий ее позиции в мире на десятилетия вперед. Сейчас нужно сосредоточиться на доступности качественного школьного образования. Именно в школе закладываются интеллектуальные и технологические успехи страны. При всей важности университетов в них происходит профессиональная настройка, эффективность которой в значительной мере определяется эффективностью школьного образования. Через 10 лет количество школьников вырастет на 3,5 миллиона человек, и они должны будут учиться в современных учебных заведениях.
Система здравоохранения — уровень ее развития определяет качество жизни человека. Задачи, которые предстоит решить в этой сфере, по сложности превосходят те, которые уже удалось решить. Например, капиталовложения, сделанные в последние годы в современное медицинское оборудование, по своим масштабам превышают все, что делалось ранее. Но еще важнее — вопрос его квалифицированного использования, эффект, который мы должны от этого получить.

О пенсиях
К числу самых актуальных социально-экономических проблем относятся состояние и перспективы пенсионной системы. Эти проблемы далеко не ограничиваются вопросом о возрасте выхода на пенсию, который может быть решен лишь на основе взвешенного и всестороннего общественно-экспертного обсуждения. В ходе такого же обсуждения выдвигаются разные предложения по развитию пенсионной системы, включая отмену обязательных пенсионных накоплений, переход на стимулированные государством добровольные накопления и так далее.
Выбор той или иной пенсионной модели — задача не только чрезвычайно ответственная, но и крайне сложная. Трудно даже назвать наиболее адекватную модель, которую признали бы таковой во всем мире или, по крайней мере, в развитых странах с более высокой продолжительностью жизни. Однако при любом выборе распределение ресурсов пенсионной системы должно строиться с учетом приоритетности поддержки людей старшего пенсионного возраста.
Д.Медведев подчеркнул, что при выборе любой модели пенсионной системы будут учитываться интересы людей старшего пенсионного возраста

О будущем России
Бессмысленно ждать возвращения благоприятной сырьевой конъюнктуры. Такая стратегия обрекала бы нашу страну на отставание, понижение уровня жизни, закрывала бы перспективы выхода на передовые позиции в экономике и социальной сфере.
Не имеют перспектив и ожидания, что проблемы экономического развития могут быть решены преимущественно за счет государственных средств. Приоритет государства — безопасность, инвестиции в человека, помощь наиболее уязвимым слоям населения, инфраструктура. Им должна отвечать и структура бюджета России. В этих условиях критически важно не просто восстановить экономический рост, а добиться долговременных и устойчивых его темпов.
Новая модель экономического роста — это, прежде всего, увеличивающиеся частные инвестиции благодаря созданию делового климата, поощрению предпринимательской инициативы. Мы должны обеспечить привлекательность российской юрисдикции для бизнеса.
Сложность задач, которые необходимо решить, масштаб вызовов, на которые необходимо ответить, особенно в условиях ограниченных ресурсов, требуют от нас очень точных действий. Только в этом случае мы сможем в обозримом будущем увидеть не просто контуры новой структуры экономики, а вполне ощутимые результаты.
Результаты, которые, прежде всего, почувствуют люди. Результаты, которые дадут возможность России играть одну из ведущих ролей в мировой экономике. Результаты, которыми мы все сможем гордиться.

Источники: «Независимая газета», ЛентаРУ

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36