620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Новости

12 Сентября 2016

Почему у России не получается провести нормальную приватизацию?

МОСКВА. Приватизация забуксовала. Государство неохотно расстается с собственностью. При этом оно само планировало распродать доли в различных компаниях за 1 триллион рублей. Для балансировки бюджета не хватает более 2 триллионов, а социальные обязательства перед населением растут. Уак правительство собирается платить пенсии и зарплаты бюджетникам с учетом сокращения финансовых ресурсов?
Большая приватизация 2016 года, судя по всему, не удалась. В пятницу, 26 августа, «Ведомости» со ссылкой на источник в Росимуществе и осведомленного федерального чиновника сообщили, что продажа 25 процентов минус 1 акция государственного «Совкомфлота» откладывается на 2017 год.
Собеседник издания из Росимущества пояснил, что менеджеры «Совкомфлота» сами убедили правительство отложить продажу доли компании. «Сейчас не время продавать, рынок на стороне покупателей», — говорили они. Представитель Минэкономразвития сообщил, что не располагает информацией о переносе срока приватизации «Совкомфлота», и отметил, что компания находится в высокой степени готовности к продаже.
Таким образом, в приватизационном списке 2016 года остался только пакет «Роснефти». Продажа куска «Башнефти» отложена, доли в ВТБ — тоже. Успешной можно назвать только реализацию 10,9 процента алмазодобывающей «Алросы» — их пустили с молотка более чем за 50 миллиардов рублей. При этом сейчас невозможно сказать, продадут ли часть «Роснефти» до конца 2016 года.
«В случае успешной приватизации в 2016 году крупных государственных активов федеральный бюджет получит до одного триллиона рублей», — говорил в июле глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев (цитата по РИА Новости). С учетом продажи пакета «Алросы» план приватизации на 1 триллион рублей пока выполнен только на 5 процентов.
Федеральный бюджет на 2016 год принят с дефицитом в 2,36 триллиона рублей (три процента ВВП). В него заложена среднегодовая стоимость нефти Urals в 50 долларов за баррель. Ожидаемые доходы казны при такой стоимости углеводородов составят 13,74 триллиона рублей, расходы — 16,1 триллиона.
Одним из важнейших вопросов при этом остается способность правительства исполнять социальные обязательства. В Минфине уже намекали на то, что денег у государства не так уж и много. Ведомству Антона Силуанова еще предстоит найти дополнительные 200 миллиардов рублей на выплату пенсионерам по 5 тысяч рублей в январе следующего года. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Министерству финансов изыскать средства по итогам работы в 2016 году.
Приватизация была одним из возможных источников получения дополнительных денег для правительства. Теперь у государства остается меньше финансовых возможностей.
КОММЕНТАРИИ:
Яков Миркин, заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН:
«Приватизация в нынешних условиях несвоевременна. Во время кризиса заниматься этим не следует. Мало того, что цена актива очень низка, она еще и проводится у нас не в пользу среднего класса, а в пользу крупных инвесторов. Все это чревато скандалами и переделом собственности в будущем.
Нужна другая модель приватизации — в пользу мелких предпринимателей, когда активы оценены, когда могут покупать иностранцы. Встает вопрос: как же тогда закрывать эту дыру в бюджете сейчас? Не стоит этого делать за счет распродажи активов по дешевке.
В России сегодня очень низкий уровень госдолга. Все недостающие средства легко перекрываются государственными заимствованиями, причем в безопасной зоне! Можно заимствовать в рублях, не повышая кредитных рисков на экономику. Речь идет о сравнительно небольших суммах, если учитывать размеры российской экономики.
По данным Международного валютного фонда, общий долг российского правительства (федеральный вместе с региональными и муниципальными) составляет 17,7 процента ВВП. По сравнению с Европой он совсем небольшой. Занимать до 25-30 процентов ВВП — в пределах финансовой безопасности. Это могут быть заимствования на внутреннем рынке, в том числе путем вложения средств ЦБ, это выпуск облигаций федерального займа для покрытия дефицита бюджета.
С точки зрения экономики это имело бы стимулирующий эффект. С точки зрения инфляции это также безопасно — до тех пор, пока правительство остается в безопасной зоне заимствования. Наращивание внутреннего долга — легкое подбадривание экономики, а заодно и резкое снижение социальных рисков.
У нас здоровая экономика. Объем чистых заимствований, которые необходимо произвести, — примерно 3 триллиона рублей. Поднять такую сумму вполне реально.
Я понимаю, если бы у нас был госдолг в 70-80 процентов ВВП, а дефицит доходил бы до 70 процентов — тогда действительно следовало бы распродавать последнее. Но при нынешнем состоянии российской экономики от планов приватизации госсобственности следовало бы отказаться вообще».
Владимир Тихомиров, главный экономист финансовой группы БКС:
«План приватизации не провалился, просто правительство решило отложить сделки. Главная причина: ситуация с бюджетом не выглядит столь угрожающей, как это казалось в начале года, когда стоимость нефти была ниже 30 долларов за баррель. А если нет большой напряженности с бюджетом, то продавать госкомпании смысла нет. Можно подождать лучшей конъюнктуры, что, видимо, и решили сделать.
В любом случае правительство вряд ли сможет исполнить свои обязательства в полной мере. Это уже видно на примере с пенсиями. Их индексация была проведена не в полной мере, а вместо дополнительного повышения решили совершить единовременную выплату.
Я думаю, что и другие социальные обязательства могут быть пересмотрены в меньшую сторону. Но если это произойдет, то только в начале четвертого квартала 2016 года».
Эмиль Мартиросян, доцент Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при президенте России:
«Я не сомневаюсь, что правительство готово выполнить все свои социальные обязательства. Особенно с учетом того, что до 31 декабря 2016 года для госкомпаний действует особое правило: 50 процентов своей чистой прибыли они перечисляют в бюджет. Ранее они были обязаны отдавать четверть прибыли.
Полагаю, что дефицит бюджета правительство покроет благодаря ограниченным мерам, оно скорректирует расходы и воспользуется инструментами заимствования.
Приватизация — сложный процесс. Найти нужно не просто инвестора — необходим такой инвестор, который привнесет в компанию новый виток инноваций, технологии, ресурсы, позволит выйти на новые рынки. Это важный интеграционный вопрос, к которому многие компании из списка на приватизацию пока не готовы».

Источник: ЛентаРУ

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36