620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Новости

06 Сентября 2016

Техническое образование получают около трети российских студентов

МОСКВА. Для развития инновационной промышленности стране необходимы высокопрофессиональные инженерные кадры. Что же нужно сделать, чтобы больше молодых людей выбирали карьеру в научной и высокотехнологической областях, а качество их работы становилось лучше и приносило пользу экономике? Эти вопросы накануне обсудили члены Совета по образованию и науке при председателе Государственной Думы, ректоры и профессора технических вузов России в одной из признанных инженерных «кузниц» – МГТУ имени Н.Э. Баумана.

Подготовка инженеров – в приоритете

Первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк отметила положительные тенденции в инженерном образовании. Ежегодно министерство увеличивает число бюджетных мест в технических вузах: в 2016 году по направлению «инженерное дело, технологии и технические науки» поступило 200 тысяч студентов, что превышает 40% от общего бюджетного приёма. Всего же техническое образование получают около трети российских студентов.

Кроме того, министерство реализует ряд проектов в области подготовки технических специалистов. Например, была принята программа подготовки кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса до 2020 года, активно поддерживается индивидуальная целевая подготовка. Но, как отметила Третьяк, ещё не все образовательные механизмы налажены. По словам замминистра, законодательство, регулирующее целевое обучение, нуждается в совершенствовании: «Нужно не только расширять перечень вузов, которые имеют на это право, но и регулировать ответственность студентов», написала она на своей страничке в социальной сети Facebook, добавив, что необходимые поправки уже внесены на рассмотрение в Правительство России.

Спикер Госдумы Сергей Нарышкин отметил, что именно сейчас, когда произошли перемены в руководстве Минобрнауки,  самое время подумать над совершенствованием системы управления в образовании.

Однако основное внимание глава нижней палаты парламента уделил проблеме защиты прав интеллектуальной собственности. Он отметил, что развитие высоких технологий напрямую зависит от качества образования, науки и производства, которые тесно связаны между собой. «Одна из серьёзных междисциплинарных проблем заключается в сфере защиты интеллектуальной собственности, – пояснил он, – и эффективность законодательства в этой области имеет ключевое значение».

В связи с этим по инициативе Госдумы были внесены изменения часть IV Гражданского кодекса и введены в практику новые инструменты в области борьбы с интернет-пиратством. В Думе нового созыва работа по защите прав интеллектуальной собственности будет продолжена.

Новые лаборатории и старые практики

Ещё одной важной темой стало обеспечение молодых специалистов самым современным оборудованием. Вуз может добиться этого, работая в тесном сотрудничестве с промышленными предприятиями, считает ректор МГТУ имени Н.Э. Баумана Анатолий Александров. Он отметил, что в рамках таких «тандемов» создаются инжиниринговые центры, где ведутся научные разработки для промышленности. И если в 2013 году на создание инжиниринговых центров из федерального бюджета было выделено 600 миллионов рублей, то в 2016 году – уже один миллиард.

МГТУ Н.Э. имени Баумана – один из лидеров в этом направлении. Здесь находится 14 научных центров, среди сотрудников которых 35% – молодые учёные, и за последние шесть лет им удалось в несколько раз увеличить объём инновационных разработок. «Молодёжь вернулась в лаборатории, потому что в мире очень мало центров такого уровня», – сказал А.Александров.

В свою очередь ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской считает, что надо вернуть систему послевузовского распределения студентов. Ведь сейчас многие выпускники, которые учились на бюджетных отделениях технических университетов, не работают по специальности. Он также предложил законодательно закрепить обязанность предприятий принимать студентов на практику.

О сотрудничестве университетов и промышленных предприятий говорил и заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Глеб Никитин. Он отметил, что Минпромторг совместно с Минобрнауки реализует ряд проектов по подготовке кадров. В частности, было принято около 800 профессиональных стандартов (300 из них в области промышленности). А для развития экспорта необходимо также синхронизировать российские стандарты с международными.

В рамках визита в МГТУ имени Н.Э. Баумана председатель Государственной Думы С.Нарышкин и члены Совета посетил передовые лаборатории вуза – «Дом физики», где одновременно могут заниматься исследовательской и экспериментальной работой до 16 групп студентов, а также центр «Фотоника», где собраны пять лабораторий, изучающих различные аспекты света.

Источник: Наука и технологии РФ

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36