620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Новости

23 Августа 2016

Станет ли российское образование лучшим в мире?

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Ведущие университеты не останутся без господдержки, а зарплата преподавателей высшей школы будет вдвое выше средней по региону в 2018 году. Вопросы развития высшего образования в России обсуждали преподаватели университетов, представители экспертного сообщества и органов исполнительной власти на форуме «Развитие высшего образования» в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО). На форуме выступили премьер-министр Дмитрий Медведев и новый министр образования и науки Российской Федерации  Ольга Васильева.

«Мы собрались во всероссийском масштабе для обсуждения проблем высшей школы в первый раз, – отметила О.Васильева. – У нас 445 делегатов, которые представляют 71 регион России».

Государство поддержит науку и высшую школу

Развитие науки невозможно без государственной поддержки, и Правительство РФ постарается сохранить все существующие в этой области программы, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев.«Это все иллюзии, что в какой-то момент можно «отцепить» науку и сказать, что она будет развиваться за счет внутренних источников и за счет прямой поддержки со стороны коммерческого сектора», — сказал премьер.

При этом он подчеркнул необходимость вовлечения бизнеса в процесс поддержки науки, однако отметил, что «государство всё равно будет играть в этом ведущую роль». Такой порядок существует, в том числе «в самых продвинутых» государствах с «абсолютно рыночной экономикой», добавил глава кабмина. «Отсюда вывод: те программы поддержки с учетом текущей ситуации — я вынужден оговариваться — которые у нас есть, мы постараемся все сохранить».

По словам премьера, это касается и уже принятых решений, и технологической инициативы, по которой работа уже начата, а также новых проектов. В этой связи он отметил, что национальные исследовательские университеты также имеют право рассчитывать на господдержку, грантовый принцип финансирования не всегда применим.

«Грантовый принцип финансирования не позволяет решать ряд задач, нужно обычное», — сказал Д.Медведев. Он также напомнил, что на науку в 2016 году правительством выделено 315 миллиардов рублей. «Как это правильным образом использовать — отдельная задача, особенно имея в виду сеть национальных исследовательских университетов, которые в этот круг попали и имеют право на это претендовать», — добавил премьер.

 

Другой темой стало финансирование высшего образования. Д.Медведев подчеркнул, что сейчас правительство вернулось к проектному подходу для поддержки различных сфер, в том числе образования, поскольку ранее это принесло свои плоды. «Десять лет назад, когда он (проектный подход) был опробован, то принес пользу в рамках первой фазы национального проекта по развитию образования», — сказал Д.Медведев.

Будет увеличиваться и уровень заработной платы преподавателей вузов. В федеральном бюджете на 2016 год на реализацию этих указов предусмотрено 676,1 миллиарда рублей. А к 2018 году преподаватели вузов и учёные будут получать 200% от средней зарплаты по региону, подчеркнул Д.Медведев. Кроме того, Правительство РФ готово рассмотреть возможность установить гарантированную составляющую по окладу для преподавателей вузов, которая бы превышала различные надбавки.

«Если вы полагаете, что нам нужно установить некую гарантированную составляющую по окладу, мы готовы это рассмотреть. Я подобное поручение дал по итогам встречи с учителями, они предлагали долю в 70% от совокупных выплат», — сказал Д.Медведев, добавив, что в этом случае необходимо провести обсуждение среди других ректоров вузов.

Новые подходы

Другой блок вопросов касался непосредственно развития подходов к преподаванию в высшей школе. Заместитель проректора по образовательным технологиям и территориальной среде Уральского федерального университета Владимир Третьяков подчеркнул, что сегодня. «действительно, позитивного очень много». В частности, он отметил использование современных симуляторов в медицинском обучении и командные подходы в самых разных направлениях образования, когда студенты вместе создают реальный продукт. «Только такие проекты сегодня способны формировать и практические навыки, и навыки командной работы, и коммуникационные навыки, которые так нужны нашим предприятиям», — подчеркнул он.

Представители вузов также остановились на вопросах развития онлайн-образования. Интернет-курсы становятся всё более популярными благодаря своей доступности, а в процессе их создания участвуют не только образовательные учреждения, но и ведущие компании. 

За прошедший год ведущие российские университеты вышли со своими материалами на мировые площадки – там есть более 50 российских курсов, которые пользуются очень большим спросом. В России онлайн-обучение активно внедряют, дополняя этими новыми форматами лекционные занятия. В частности, этому посвящён проект «Национальная платформа открытого образования». Но чтобы включать онлайн-курсы в систему формального образования, необходимо строго следить за качеством этих материалов, заметил В.Третьяков.

Ректоры сошлись во мнении, что для решения современных вопросов образования необходимо не только постоянно обновлять содержание образовательных программ, но и привлекать к этому работодателей.

«Мы все хотим, чтобы наше образование было лучшим в мире, чтобы фразу «я получил образование в России», каждый произносил с гордостью», — подчеркнул Дмитрий Медведев.

КОММЕНТАРИИ:

Дарья Митина, политик, экс-депутат Госдумы:

- Владимир Путин утвердил отставку Дмитрия Ливанова, и Минобрнауки возглавила Ольга Васильева, работавшая заместителем начальника управления по общественным проектам Администрации Президента РФ, то есть в управлении Павла Зеньковича.

Смена министра в данном случае – не позитивный и не негативный момент, никакой. Абсолютно убеждена, что менять надо не "сантехника", а всю систему. Я прекрасно понимаю, что эта отставка – просто кость, которую кинули населению перед выборами, попытка спасти безнадежно падающий вниз стремительным домкратом рейтинг "Единой России". Это такая сакральная жертва перед выборами, которая должна была быть - говорили то о Д.Ливанове, то о В.Скворцовой – в общем, думали на кого-то из социального блока. Больше всего претензий накопилось как раз к Д.Ливанову - он в народе самый непопулярный, поэтому пожертвовали им. Вполне логично, хотя и поздно, потому что до выборов остался месяц, и у людей вряд ли отставка Д.Ливанова сопоставится в голове с попыткой улучшения социальной политики. Во-вторых, слишком явно сделано - накануне выборов. Это популистский ход.

Не имея никакой симпатии к политике Д.Ливанова, к тому, что он делал в образовании, я прекрасно понимаю, что это паллиативная мера, которая не решит никаких проблем. Менять нужно всю систему образования, которая превратилась в тотальное оболванивание людей за их же деньги. Мы имеем снижение доступности образования, теперь это привилегия для избранных. И оно все более и более коммерциализируется, превращается в услугу, а не в гарантированное конституцией право.

И я не приветствую отставку Д.Ливанова, точно так же, как я бы не приветствовала то, что он остался на своем месте. Я просто не вижу каких-то осознанных попыток улучшить ситуацию в этой сфере. Другое дело - если бы была презентована какая-то программа. Я не говорю реформ - реформы-то идут перманентно даже не с 1991 г., а с 1984 г. – а постоянное реформирование такой консервативной системы равнозначно разрушению. Нужно остановиться, провести инвентаризацию и поставить цели. А пока что реформы в сфере образования превращаются в "реформы для реформ", без содержательной нагрузки.

Мы не знаем, кто такая новый министр, мы не представляем даже, чем руководствовался президент, ее назначая, может, у нее есть какая-то программа, но народу она неизвестна. Судить, конечно, будем через несколько первых месяцев. Но, вообще, у меня существует такая горькая пословица – что каждый новый министр образования хуже предыдущего. Потому что я помню, как мы протестовали против Владимира Кинелева, устраивали митинги, потом пришли другие, и мы поняли, что эта отрицательная селекция в образовании проявляется, как нигде больше. И у меня абсолютно нет никаких оснований полагать, что что-то кардинально поменяется.

Анти-итогами работы Д.Ливанова можно назвать укрепление так называемого пакета законов Болонской системы. Разрабатывал их не он, но Д.Ливанов их сделал тотальными и действующими на всей территории России, для всех это так называемые законы ЕГЭ, это ликвидация гарантий и учащимся, и профессорско-преподавательскому составу в результате принятия нового закона об образовании. Это "оптимизация" учебных заведений, "оптимизация" школ, а другими словами – в сельской местности это просто их сокращение, банальное закрытие – за несколько лет ливановского правления закрылось несколько десятков тысяч школ. Страдает качество образования. А в области высшей школы, в области науки – результаты еще более плачевные. Это фактически ликвидация Академии наук, катастрофическая поляризация в доходах научных работников. И научное сообщество можно считать главным пострадавшим.

Владимир Фортов, президент Российской академии наук:

- Замена министра образования Дмитрий Ливанова на Ольгу Васильеву, ранее работавшую в администрации президента, была ожидаемой. Про нее [замену] много говорили и много обсуждали. Дело в том, что работа министерства в последнее время вызывала очень серьезные замечания и среди преподавательского сообщества, и среди академического сообщества.

Между РАН и министерством в первый раз за всю практику нашей страны отсутствовал диалог. Такой возник, что ли, командный стиль, стиль приказов, а не обсуждений. Нам всегда было довольно сложно работать с этим человеком, и я надеюсь, что на новом посту представителя с Украиной он окажется более эффективным, чем в науке.

В.Фортов надеется, что приход О.Васильевой поможет «развязать проблемы». В числе проблем, которые стоят перед О.Васильевой, глава РАН назвал хроническое недофинансирование, а также пренебрежение к академическим секторам науки «на уровне деклараций и заявлений. Кроме того, он считает, что реформа РАН при новом министре должна продолжиться, однако «она нуждается в очень серьезных коррекциях».

А В ЭТО ВРЕМЯ…

На портале «Экспир» опубликовано информационное сообщение о дальнейшей работе Департамента науки и технологий Минобрнауки России за подписью руководителя Сергея Салихова:

«В связи с многочисленными звонками и вопросами о работе Департамента науки и технологий сообщаем: мы работает в обычном режиме. Все обязательства, которые мы на себя взяли, будут выполнены: определятся победители конкурсов по ФЦП «Исследования и разработки» и программе «Мегагрантов», будут проведены заседания Научно-координационного совета ФЦП и Совета по грантам (состоится в Казани во время конференции «Наука будущего»).

В Правительство Российской Федерации будут представлены проект Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и Концепция нового закона о научной, научно-технической и инновационной деятельности, которые формировались с участием ученых, инженеров, представителей бизнеса, органов исполнительной власти и депутатского корпуса.

Безусловно, в штатном режиме продолжится и все, что касается реализации принятых решений: развития наукоградов, формирования новых программ государственных научных центров, решений по развитию рынка интеллектуальной собственности. Подписка на информационные ресурсы для российских организаций состоится, а в начале будущего года постараемся вместе с коллегами из других ведомств обеспечить для научных и образовательных организаций доступ к базе патентов».

Источники: НаканунеРУ, РБК, STRF.ru

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36