620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Новости

25 Августа 2016

Регулирование сферы науки, технологий и инноваций станет современным и системным

МОСКВА. Министерство образования и науки Российской Федерации внесло в Правительство РФ концепцию проекта федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации».

Инициатива разработки нового закона о науке исходила от руководства Минобрнауки России и была высказана на первом заседании Совета по вопросам образования и науки Государственной Думы, прошедшем в конце января 2014 года. По итогам того заседания решением председателя нижней палаты парламента Сергея Нарышкина создана рабочая группа по подготовке концепции проекта нового закона, работу которой организовал Комитет Госдумы по науке и наукоёмким технологиям. Над концепцией более двух с половиной лет трудились наряду с депутатами представители Российской академии наук, Ассоциации государственных научных центров, исследовательских университетов, Минобрнауки, Минэкономразвития, Минфина, Общественной палаты. Концепция многократно обсуждалась на самых разных площадках, пока заинтересованные стороны не пришли к компромиссу по её ключевым положениям.

Основная цель нового закона – поддержка и развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности в нашей стране, как бы и где бы организационно она ни осуществлялась. Ключевые задачи – минимизация директивного управления этой сферой, создание конкурентных и комфортных условий для занятия наукой, возможностей саморазвития и саморегулирования национальной научно-технологической системы, выстраивание взаимоотношений её участников на всех стадиях жизненного цикла знаний. Это подразумевает передачу отдельных полномочий на уровень самих субъектов такой деятельности при одновременном формировании эффективных инструментов взаимодействия учёных, научных организаций с обществом, бизнесом и государством.

Согласно концепции, в законопроекте будет девять глав. К содержанию первой главы «Общие положения» относится предмет регулирования, понятийный аппарат, гармонизированный с международными стандартами, круг источников, образующих законодательство в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, его основные задачи. Здесь будут чётко установлены функции и ответственность органов государственной власти каждого уровня за реализацию единой государственной политики в сфере науки, закреплена особая роль Российской академии наук и иных государственных академий наук в обеспечении единства научно-методического руководства в сфере фундаментальных и поисковых научных исследований.

Во второй главе закрепляются основы государственной политики Российской Федерации в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности и принципы государственного регулирования.

Важнейшие из принципов – свобода научного и технического творчества, включая выбор тем, направлений и форм организации исследований, самоорганизацию научных и научно-технических проектов, а также ответственность субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности за полученные результаты, их использование для социально-экономического развития.

В третьей главе «Научная, научно-техническая и инновационная деятельность» вводится общее понятие «научное творчество» и единый подход к осуществлению научно-просветительской деятельности, характерной для всех стадий жизненного цикла интеллектуальных продуктов. Здесь же формулируются основные требования к инновационной деятельности, а также инструменты государственного стимулирования такой деятельности. Одной из новелл, давно ожидаемых научным и предпринимательским сообществом, должно стать регулирование научно-экспертной деятельности.

Правовому статусу основных субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности посвящена четвёртая, одноимённая, глава. В ней будут зафиксированы понятия «учёный», «научный коллектив», сформулированы их права и обязанности, а также нормы, направленные на ускоренное развитие научных организаций, занимающих лидирующее положение в определённой области науки и техники.

В пятой главе «Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности» найдут отражение вопросы, связанные с правовым режимом приобретения и эксплуатации научного оборудования, в том числе уникальных научных установок, а также с правовым статусом центров коллективного пользования, обеспечением беспрепятственного доступа научных коллективов к ним.

Впервые будет закреплена модель информационного обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также зафиксирован безвозмездный характер использования государственных информационных систем, содержащих сведения о предоставляемых в пользование объектах инфраструктуры, вакансиях научных работников, планируемых и выполняемых НИОКТР, полученных результатах, а также сведения об их использовании.

В этой главе предлагается определить правовой статус таких субъектов инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, как технологическая платформа, бизнес-инкубатор, центр коммерциализации результатов научной, научно-технической деятельности, центр трансфера технологий.

В шестой главе «Территории развития научной, научно-технической и инновационной деятельности» пропишут положения, необходимые для развития территорий, обладающих высоким научно-техническим и инновационным потенциалом. Будет дана классификация и иерархия особых статусов таких территорий, определён правовой статус технологических парков, технополисов, академгородков, наукоградов, особых экономических зон и их соотнесение с индустриальными (промышленными) парками и инновационными территориальными кластерами.

В седьмой главе будут сформулированы цели, предмет и критерии оценки и мониторинга результативности научной, научно-технической и инновационной деятельности научных организаций, определены особенности государственной статистики в названной сфере.

Положения восьмой главы «Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности» станут нормативной основой для развития конкурентных механизмов получения государственной поддержки за счёт бюджетных средств, в том числе предоставляемых фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и институтами развития.

Будет закреплено преимущественное финансирование фундаментальных и поисковых научных исследований за счёт средств бюджетной системы и средств фондов поддержки, а также различных видов пожертвований, включая средства фондов целевого капитала.

Девятая глава «Заключительные и переходные положения» содержит нормы, позволяющие согласовать положения законопроекта с действующим законодательством и осуществить безболезненный переход на новую модель государственного регулирования в сфере науки, технологий и инноваций.

На днях после согласования концепции проекта федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации» с федеральными органами власти Минобрнауки России официально внесло её в Правительство. За этим последует процесс подготовки и обсуждения текста законопроекта, который, как ожидается, в марте 2018 года будет внесён кабинетом министров в Государственную Думу.

КСТАТИ:

Комиссия по развитию научной инфраструктуры ФАНО России утвердила по итогам работы экспертных групп приоритетные направления на 2016 год. В пилотную программу модернизации центров коллективного пользования и уникальных научных установок вошли четыре направления: астрофизика и исследования космоса, ускорители и ядерная физика, суперкомпьютерные центры, а также биоресурсные коллекции. Общий бюджет программы на 2016 год составляет порядка 1,5 миллиарда рублей; около половины этой суммы будет направлено на ремонт дорогостоящего оборудования.

Комиссия поддержала заявки на выделение средств на 262 объекта от 74 научных организаций, уточнил руководитель профильной рабочей группы академик Александр Ханчук. «Общая стоимость капитального ремонта по заявкам составляет 650 млн рублей. Отбор проводился в соответствии с утверждёнными правилами. Перечень требований учитывал в частности регистрацию центров коллективного пользования и уникальных научных установок в базе данных Министерства образования и науки Российской Федерации и спрос на них со стороны учёных», – отметил А.Ханчук.

Программа ФАНО России по развитию научной инфраструктуры, помимо ремонта научного оборудования, предусматривает ряд проектов по модернизации приборного парка. В качестве пилотов на этот год были выбраны «Астрофизика и исследования космоса», а также «Ускорители и ядерная физика». По словам академика Валерия Рубакова, курирующего эти направления, в системе ФАНО России работает 21 такая установка, причём расходы на их эксплуатацию в 2015 году составили менее 80% от минимальных потребностей.

Отдельный раздел программы содержит меры по поддержке суперкомпьютерных центров. В этом году сюда включены 5 СКЦ, расположенные в Москве, Екатеринбурге, Ижевске, Новосибирске и Владивостоке.

«Общая обеспеченность России вычислительными мощностями составляет 7,3 петафлопс, это в три с половиной раза меньше, чем во Франции и почти в шесть раз, чем в Германии. Кроме того, у нас есть перекос в сторону машин со специализированными ускорителями и мало машин, которые используют процессоры общего назначения. Последние важны тем, что для работы с ними не требуется тонкой настройки. В рамках тех денег, которые комиссия планирует в этом году выделить, мы сможем в полтора раза увеличить суперкомпьютеры общего назначения», – пояснил руководитель рабочей группы по этому направлению Владимир Стегайлов.

Он отметил необходимость повышения эффективности эксплуатации оборудования, прежде всего за счёт формирования безбарьерного доступа к суперкомпьютерам: «Важная цель – привлечь новых пользователей из организаций ФАНО России на безвозмездной основе».

Стратегию развития биоресурсных коллекций представил академик Николай Колчанов. Рабочая группа под его руководством предложила включить в программу четыре направления: коллекции микроорганизмов, культур клеток человека и животных, коллекции сельскохозяйственных растений, а также коллекции лабораторных и диких животных. В результате, поддержку получат 33 научные организации, подавшие заявки. «Проведённый анализ показал, что институты ФАНО России обладают ценным, уникальным материалом по каждому из направлений с большим потенциалом для фундаментальных и прикладных исследований. Однако в подавляющем большинстве случаев оборудование для поддержания этих коллекций не обновлялось 25–30 лет», – сказал академик.

Руководитель ФАНО России Михаил Котюков поручил Комиссии по развитию научной инфраструктуры по итогам работы её бюро совместно с центральным аппаратом агентства как можно быстрее приступить к практической реализации решения экспертных групп: «До 1 сентября мы должны иметь на руках точные расчёты. До этого времени необходимо проработать поступившие предложения с институтами, получить обратную связь и подготовить соглашения о финансировании. В ближайшее время завершится формирование параметров бюджета на 2017 год. Поддержка обеспечения работы ЦКП и уникальных научных установок является для нас приоритетной. Мы будем её продолжать».

Источник: STRF

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36