620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Новости

08 Августа 2016

Это интересно. Ученые приблизились к разгадке тайны креативности

ЕКАТЕРИНБУРГ. Что такое креативность и что происходит в голове человека, когда он творит? На эти и другие вопросы, связанные с творческим процессом, попытались ответить создатели документального фильма «Какова природа креативности».

Кто придумал колесо

Наш прогресс — это во многом результат прорывных открытий. И речь здесь идет не только и даже не столько об искусстве, сколько о творчестве научном. Развитие человечества целиком и полностью зависит от творческих озарений. Взять хотя бы колесо. Элементарная, на первый взгляд, вещь в корне изменила историю человечества. Но даже и колесо кому-то пришлось придумать.

Благодаря Архимеду, две тысячи лет тому назад воскликнувшему сидя в ванне «Эврика!», стало понятно, что открытия — это плод очень сложных процессов, происходящих в головном мозге. До недавнего времени для изучения феномена креативности в распоряжении ученых были разве что методы наблюдения за внешним поведением человека в моменты размышлений, поиска ответов на сложные вопросы, решения задач. Основываясь на таких необъективных данных, описать эти процессы достоверно было невозможно. Сегодня современная нейронаука позволяет заглянуть практически в каждый уголок головного мозга и запечатлеть явления, сопровождающие процесс творчества.

О последних результатах этих исследований и шла речь в документальном фильме BBC «Какова природа креативности», показанном на прошлой неделе на канале «Культура».

Озарение

Одним из основных аспектов феномена креативности ученые считают озарение. Каждый из нас хоть раз в жизни испытывал этот странное, практически неуловимое чувство, когда задача, над которой мы бились, не находя решения, вдруг озаряется каким-то светом, и мысль словно бы пробивает невидимую стену и находит единственно верный ответ. Порой это внезапное озарение кажется если и не вмешательством потусторонних сил, то уж точно чем-то мистическим. Но, как выяснили ученые, у этого явления есть вполне конкретное место жительства в нашем головном мозге.

Марк Биман поставил своей задачей обнаружить нейронный коррелят креативности — часть головного мозга, отвечающую за творческие озарения. Биман уверен, что в такие моменты наш мозг работает по-другому, чем обычно. По его словам, одной из основных сложностей при изучении феномена озарения, или, по-другому, вдохновения, было то, что само по себе это явление мимолетное и трудноуловимое. Для стимулирования процесса озарения он и его коллеги разработали специальный тест, в котором испытуемому предлагалось три слова, к которым требовалось подобрать одно, связанное с каждым из них по смыслу.

Найти это слово можно было двумя способами. Первый — это анализ, во время которого испытуемый подсознательно начинает перебирать в голове возможные варианты ответов до тех пор, пока не найдет правильный. Второй — непосредственно озарение.  Вместе с ответом испытуемый был обязан объяснить и способ решения задачи. Проанализировав сотни полученных таким образом энцефалограмм, ученый пришел к выводу, что во время поиска ответа с опорой на логику и во время озарения задействуются различные области головного мозга. «Искра вдохновения» при этом, согласно исследованиям Бимана, вспыхивает в передней части височных извилин.

Справа и сзади

Хотя два полушария головного мозга могут показаться зеркальными копиями друг друга, озарение обитает только в правом. Именно здесь наблюдается стремительное увеличение уровня высокочастотных мозговых волн (гамма-волн). Дело в том, что между полушариями существуют незаметные, но очень важные конструктивные отличия. Дендриты, части нейронов, которые собирают информацию в правом полушарии, разветвляются сильнее. Таким образом, каждый нейрон получает информацию из большего количества источников. Это позволяет ему находить связи, которые в противном случае остались бы незамеченными.

Но и это лишь первая часть процесса озарения. Вторая составляющая вдохновения, по сути «открывающая» нам глаза на возможный вариант решения задачи, находится в затылочной доле, отвечающей за зрительное восприятие. По мнению Джона Куниуса, вспышка альфа-волн в этой части головного мозга  приводит к ее частичному и кратковременному «отключению». «Мозг словно «моргает», позволяя еле заметной идее прорваться на поверхность в виде озарения», — объясняет ученый.

Другими словами, озарение начинается с блуждающей по нашему бессознательному идеи. И пока альфа-волны ограждают нас от отвлекающих факторов, она при помощи нейронов передней части височных извилин перемещается в наше сознание.

Поэтому уход от отвлекающих факторов, прием, которым очень часто пользуются ученые и художники, закрываясь от внешнего мира в своих лабораториях и мастерских, — это не прихоть, а скорее интуитивное создание искусственных условий для стимулирования процесса озарения.

Дивергентное мышление

Другим важным аспектом феномена креативности ученые считают дивергентное поведение. В своих исследованиях дивергентного поведения Рэкс Янг пришел к выводу, что процессы в мозге творческих личностей выглядят иначе, чем аналогичные процессы, происходящие у интеллектуалов. По словам ученого, у людей с высоким творческим потенциалом есть особенность в работе белого вещества мозга. В случае с интеллектом чем больше нейронных связей, биохимических процессов, тем лучше. «Для креативности все ровно наоборот. И в подобном пространстве новые образы будут сталкиваться друг с другом и прорываться на поверхность сознания», — говорит Янг.

В целом эти два типа мышления можно сравнить со скоростной магистралью и дорогой в горах. Если при движении на автомобиле по первой ваша основная задача как можно быстрее добраться из пункта А в пункт Б, то неспешная поездка по извилистой горной дороге способна подарить немало приятных впечатлений от пейзажей.

Документальный фильм «Какова природа креативности», с одной стороны, наглядно показывает, как далеко уже мы продвинулись в изучении головного мозга и происходящих внутри него процессов. Но одновременно с этим, как убеждены и сами ученые, от нас сокрыто еще огромное количество его тайн, которые нам только предстоит постичь. Сейчас мы находимся примерно в таком же положении, что и изобретатель колеса. Благодаря современным технологиям мы совершили огромный прорыв в исследованиях, но нужны будут еще тысячи новых озарений, прежде чем мы научим наши «колеса» крутиться — хотя бы благодаря двигателю внутреннего сгорания. 

Источник: газета «Уральский рабочий»

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36