620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Новости

02 Августа 2016

В ТПП обсудили новую налоговую модель

МОСКВА. На площадке Совета Торгово-промышленной палаты РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России эксперты обсудили меры налогового стимулирования развития промышленности. В действующей в стране налоговой системе нет идеологии, заявил председатель совета Константин Бабкин, ее основная задача – пополнение бюджета, но не мотивация к созданию новых производств и модернизации. Идеи, озвученные в ТПП, разворачивают государственную экономическую политику лицом к реальному сектору. Однако ее проводниками не могут стать чиновники, уверенные в правильности сегодняшней модели. 

Об изменениях налоговой системы российские экономические власти, как правило, задумываются во время истощения бюджета и разговор сводится к введению новых платежей, усиливающий фискальный характер модели. Предприниматели и промышленники о проблеме говорят без привязки к кризисам и стоимости нефти и являются сторонниками иного подхода: налоговая система должна стимулировать инвестиции, а не провоцировать на уход в тень.

Вице-президент Торгово-промышленной палаты Дмитрий Курочкин на заседании совета отметил, что снижение налоговой нагрузки ускорит модернизацию производственных мощностей. В сегодняшних условиях денег на это у промышленников нет. Адресатами получения льгот по основным налогам – на прибыль и имущество – должны стать вновь создаваемые предприятия, в отдельных преференциях нуждаются производители импортозамещающей продукции, отметил Курочкин.

Налоговая нагрузка в России сопоставима с нагрузкой в развитых странах мира – США, Германии, при этом изъятия в ней на 13-14% выше, чем в других государствах, экспортирующих нефть, сказал председатель "Ростсельмаша", глава совета К.Бабкин: "Налоговая система не работает удовлетворительно, но проблема не в том, что она сама по себе построена плохо. Как основа для реформирования, она не так плоха. Но система лишена идеологии, хотя должна иметь стимулирующий характер и уже потом нацеливаться на пополнение бюджета".

К.Бабкин от лица совета предложил снизить налоги в обрабатывающих отраслях и для видов деятельности, связанных с модернизацией. В первую очередь, необходимо вернуть инвестиционную льготу, которая доказала свою эффективность в 1999-2001 гг. Придуманную правительством Евгения Примакова преференцию экс-министр финансов Алексей Кудрин отменил в 2002 г.

"После этого началось снижение сборов налога на прибыль, уменьшились вложения предприятий в развитие. Аналоги такой льготы сейчас существуют в системах всех стран кроме России", - сказал К.Бабкин.

Другое предложение – провести обратный налоговый маневр: обнулить НДПИ и акцизы, подняв одновременно пошлины на вывоз необработанного сырья из России. Сегодняшний маневр, цель которого – уравнять цены на сырье на внешнем и внутреннем рынках, стимулирует вывоз сырой нефти, что подтверждает статистика. Противники роста экспортных пошлин говорят о правилах, которым обязана следовать Россия в рамках ЕАЭС и ВТО, они не позволяют увеличивать вывозные платежи. В ТПП нашли решение – экспортеры должны получать возврат НДС.

Риски для экономики Совет видит в трансформации "Платона", у распространения системы платных трасс на регионы появляются новые сторонники."Если такое решение будет принято, то перевозки в России подорожают, что может понизить конкурентоспособность экономики. Мы считаем, что от этого надо отказаться и сократить налоги на перевозки", - отметил К.Бабкин.

Регрессивная шкала НДФЛ (в России её ошибочно называют плоской) должна быть заменена на прогрессивный налог – инициативу продвигают не только экономисты, но и политики, но у нее много авторитетных противников. Жители с высоким заработком отдают 28% от своих доходов, те, у кого зарплата на уровне и ниже средней по экономике – 43%.

"Мы предлагаем, для уровня зарплат меньше 290 тыс. руб. в месяц снизить налоги радикально с 43 до 35% дохода, а для богатых поднять их с 28% до 45%. И все равно это значительно ниже, чем во многих развитых странах. Это маневр, на первый взгляд, приведет к потере бюджетом части доходов, так как снизятся платежи от 60% работающих жителей. Но в стране доля неформальной занятости – 20%, если хотя бы половина "серого сектора" начнет платить налоги, собираемость увеличится и доходы вырастут", - привел расчеты К.Бабкин.

Замминистра экономики в правительстве Е.Примакова Аркадий Самохвалов назвал прогрессивную шкалу в числе бесспорных реформ системы. Трансформации, которые проходили в последние годы не увеличили долю налогов в ВВП страны – колебания на уровне 0,3% - это еще один аргумент в пользу того, что менять нужно не только систему, но и тех, кто верит в ее разумность.

"Возьмем три кризиса. В первом мы видим рост инвестиций и подъем экономики на фоне высокой инфляции. В два следующих инфляция была намного меньше, но и роста не было. Причина в том, что в 1999 г. были сделаны принципиальные изменения в налогообложении, тогда тоже дали деньги банкам, но они дошли до предприятий. В 2008 г. финансовый сектор накачали деньгами, с которыми потом попрощались, в 2012 г. мы опять видим, что банки получают больше денег, чем промышленность. Да, реформа системы – это риск. Но его может взять на себя только тот, кто не вел страну вникуда в предыдущие годы. Поэтому нельзя говорить о принципиальных изменениях экономики, если этой экономикой будут управлять те же люди", - заявил А.Самохвалов.

Снижение налогов на первом этапе приведет к потере государством порядка 1,2 трлн руб. доходов, подсчитали в ТПП, но экономический эффект не заставит себя долго ждать. Создание новых рабочих мест, вложение в перерабатывающие мощности подстегнет рост промпроизводства и налоговых отчислений. При благоприятном режиме и понятных для бизнеса условиях "потерянный" триллион превратится в капзатраты предприятий.

Несколько отличались предложения уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова, который тоже выступил на экспертной площадке. Переход на новую экономическую политику необходим, поддержал он К.Бабкина, но выбрал другой инструментарий. Вместо инвестиционной льготы Б.Титов предложил использовать опыт США и ввести налоговый зачет – высокотехнологичные предприятия могут вернуть 25% своих затрат на НИОКР, технологии и оборудование через вычет из всех видов налогов. В то время, как Совет ТПП считает необходимыми протекционистские меры в отношении российских производителей, Б.Титов заявил, что поддерживать нужно далеко не все производства.

"Мы не можем останавливать прогресс всей экономики ради того, чтобы поддерживать каких-то производителей, которые пока производят неконкурентоспособное оборудование, но являются нашими согражданами. Нам нужна массовая модернизация экономики и без иностранного оборудования это невозможно. На сегодняшний день мы не в том технологическом состоянии, вы котором были раньше и сильно отстали по многим направлениям. Прекрасно, что мы по некоторым отраслям сохраняем позиции. Но наш главный принцип – стимулирование притока инвестиций – импорта денег, этому мы должны быть максимально открыты".

Помощников в разработке программы развития Б.Титов нашел в Аналитическом центре при Правительстве РФ, чем удивил членов совета."Вы верите, что люди, работающие в правительстве, проводящие много лет одну политику, смогут выработать или поддержать резкий поворот экономической политики. Не нужно ли создать такой центр вне правительства?" - задал вопрос К.Бабкин.

Но Б.Титов заверил, что "профессионалы" из центра во многом поддерживают его идеи и предложения "Столыпинского клуба" по реформам экономики. Поддерживать развитие можно и через неналоговые меры, сказал президент Российской ассоциации производителей станкоинструментальной продукции "Станкоинструмент" Георгий Самодуров. В пример он привел решение Правительства о запрете оборонным предприятиям покупать иностранное оборудование при наличии российского аналога.

"Неналоговая мера стимулирования привела к тому, что у нас возрос отечественный рынок производства продукции для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Производство обрабатывающих центов, станков с ЧПУ ежегодно растет на 35%", - рассказал Г.Самодуров, добавив, что пять лет назад "оборонка" заказывала до 55% универсального металлообрабатывающего оборудования у иностранных компаний. Теперь на их долю приходится 15%.

При этом идею Б.Титова открыть российских рынок для иностранных станков он не поддержал: "У нас серьезные компетенции в области прецизионного станкостроения, аддитивных технологий, тяжелого и уникального станкостроения. Ниши надо защищать, так работает весь мир".

Среди других предложений – перераспределение налогов между центром и регионами, снижение для работодателей налоговых платежей и отчислений во внебюджетные фонды с зарплат сотрудников (по некоторым специальностям с 1 руб. зарплаты государство забирает 80-90 коп.), возврат налога на бездетность и разработка налоговых льгот для многодетных семей. Все предложения будут разосланы в правительственные министерства и ведомства, рассказал  К.Бабкин: 

"Они расходятся с действующей парадигмой, поэтому нет уверенности, что их  услышат. Предложенные меры налогового стимулирования станут частью стратегии экономического развития России, которую мы предъявим обществу в начале зимы. Не только власть, но и люди должны знать, что выход из сегодняшнего положения есть, у России остаются перспективы развития". 

Источник: НаканунеРУ

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36