620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Новости

01 Августа 2016

Население России пока не готово отказаться от привычной модели потребления

МОСКВА. Экономия на еде пока еще не заставила россиян покупать сомнительные продукты питания. Большинство граждан руководствуются правилом – экономия это хорошо, но главное все же не отравиться купленными продуктами. Цена продовольствия является главным критерием при выборе сегодня для 47% опрошенных, сообщили вчера социологи ВЦИОМа (Всероссийского центра исследования общественного мнения). При этом качество и безопасность продовольствия остаются важнейшим критерием для большинства россиян.

По данным опроса ВЦИОМа, около 65% россиян стали экономить на продуктах питания за последний год, сообщил руководитель экспертного центра ВЦИОМа «Платформа» Алексей Фирсов. Отметим, исследование ВЦИОМа, отражающее отношение россиян к ситуации на продовольственном рынке, объединило данные, полученные социологами с помощью различных методов исследования, таких как экспертные интервью, фокус-группы и опросы. Всего же в ходе исследования было опрошено 1600 респондентов из 46 регионов РФ.

Выводы ВЦИОМа о масштабной экономии среди россиян не выглядят уникальными. Ранее аналитики компании Nielsen обнародовали данные, согласно которым экономит на еде и товарах первой необходимости почти половина россиян. В исследовательском холдинге «Ромир» подчеркивают, что в режим экономии перешло 70% граждан РФ, в первую очередь за счет покупки более дешевых товаров и отказа от дорогих продуктов. А в Левада-Центре утверждают, что две трети населения тратят на еду до половины всех своих доходов.

Стремление к экономии хотя и стало важным трендом в поведении россиян, его еще нельзя назвать абсолютной доминантой. «Нельзя сказать, что население одержимо идеей экономии на продовольствии. В первую очередь люди стали реже покупать некоторые продукты, отказываться от части услуг. К тому же 35% опрошенных по-прежнему не начали экономить в кризис», – замечает Фирсов. Тем не менее, отмечает эксперт, каждый третий гражданин РФ за последний год стал выращивать больше овощей и фруктов на своем приусадебном участке, а каждый четвертый начал покупать продукты впрок.

Некоторым образом сдерживает экономию россиян на продуктах питания стремление людей питаться здоровой пищей и их нежелание отказываться от привычной модели поведения. Так, на вопрос социологов о том, что в первую очередь влияет на решение о покупке того или иного продукта питания, большинство респондентов (57%) указало на качество продукта, 37% – на заботу о своем здоровье и 47% опрошенных – на стоимость товара. «Потребитель сегодня не хочет просто дешевый продукт», – подчеркивает Фирсов. С одной стороны, продолжает он, средний россиянин сегодня хочет экономить, но также не хочет отказываться и от привычной модели поведения. При этом, уточняет эксперт, в первую очередь под качественным продуктом россиянин понимает невредный и безопасный для здоровья продукт.

Стремление к экономии подстегивает продолжающийся рост цен. Около 40% опрошенных заметили за последние несколько месяцев значительный рост цен на овощи и фрукты, сообщил ВЦИОМ. Треть респондентов указали на заметный рост цен мяса и мясных продуктов. «В то же время мы видим, что оценки роста цен для населения зачастую субъективны», – обращает внимание руководитель экспертного центра ВЦИОМа «Платформа».

Примечательно, что при выборе конкретного продуктового магазина качество продуктов уже перестает быть решающим фактором для россиян. На эту тенденцию указали уже более 40% респондентов. Одним из определяющих факторов при выборе магазина сегодня становится уже средний уровень цен в конкретной торговой точке. Среди основных критериев выбора на низкие цены указывают 70% россиян. Примерно также важен для граждан и так называемый географичекий фактор, то есть удаленность магазина. «Средний россиянин хочет экономить, но не хочет тратить время на поиски дешевых товаров», – замечает Фирсов.

Подобные результаты опросов наблюдатели объясняют особенностями формулировок вопросов, а также нежеланием признаваться в покупках сомнительного продовольствия. «Многие респонденты не готовы признаваться в опросах, что они экономят на качестве продуктов и на своем здоровье», – считает аналитик компании «Финам»Тимур Нигматуллин.

Поведение потребителей нередко иррационально, указывает вице-президент IFC Financial Center Станислав Вернер. «Респонденты могли выдать желаемое за действительное. При покупке самых дешевых продуктов граждане убеждают сами себя, что низкая цена не сильно сказывается на потребительских свойствах», – рассуждает он.

Большинство домохозяйств в стране живет в режиме экономии – это видно невооруженным глазом, продолжает гендиректор компании «Мани Фанни» Александр Шустов. «Но при этом многие не готовы экономить на продуктах питания. Скорее всего в прошлые годы эти граждане научились ценить более качественное продовольствие», – полагает он. Однако в случае дальнейшего падения доходов эта привычка к хорошему питанию может ослабнуть.

«Есть два подхода к экономии. Один состоит в сохранении объема потребления при сокращении расходов», – объясняет аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Второй заключается в экономии на масштабах потребления при сохранении качества.

Источник: «Независимая газета»

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36