620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Новости

01 Августа 2016

Для Арктики нужны взвешенные и продуманные решения

НОРИЛЬСК. Арктическая зона — регион исключительного значения для экономики, национальной безопасности и внешнеэкономических связей Российской Федерации. Уже сегодня здесь работают многие крупные российские компании, готовые вкладывать средства в разработку месторождений полезных ископаемых. Какие проекты сегодня реализуются в Арктике? Какова роль муниципалитетов в этой работе и что необходимо учесть в законе об Арктической зоне? Об этом рассказал глава Норильска Олег Курилов.

- Каковы на сегодняшний день приоритетные направления развития Арктики?

- Приоритетные направления определяются национальными интересами нашей страны. Основы государственной политики в Арктике утверждены президентом ещё в 2008 году. Арктика рассматривается прежде всего как стратегическая ресурсная база России. В Основах госполитики закреплена необходимость сбережения арктических уникальных экологических систем и использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации с запада на восток и обратно.

Позднее президент утвердил другой документ — Стратегию развития Арктической зоны до 2020 года. В ней речь идёт о комплексном социально-экономическом развитии территории, развитии науки и современных технологий, обеспечении военной безопасности. Всё это наши приоритеты, и работа над каждым конкретным проектом строится на основе этих положений.

- А какова степень готовности бизнеса вкладывать средства в развитие Арктики? Насколько высок её инвестиционный потенциал?

- Степень готовности высокая. Колоссальный потенциал арктических территорий очевиден. Сегодня Арктика является крупнейшим поставщиком металлов на внутренний и внешний рынок и благодаря ей Россия по добыче полезных ископаемых занимает одно из ведущих мест в мире среди арктических стран — производителей минерального сырья. Доля запасов полезных ископаемых российской Арктики из общего количества ископаемых арктической территории всего мира: 97% никеля, 48% меди, 99,5% палладия и платины.

Сейчас здесь работают и «Газпром», и «Роснефть», и ЛУКОЙЛ. Открываются новые месторождения. На севере Красноярского края, в районе Диксона «ВостокУголь» начинает обрабатывать месторождение коксующего угля. На Ямале строится порт Сатбетта и завод по сжиженному газу мощностью 16,5 миллиона тонн в год.

Ежегодно большие средства в производственную программу вкладывает «Норильский никель». Компания создаёт новые рудники, реализует экологические проекты. В этом году в Норильске закрывается самый старый никелевый завод, что позволит значительно улучшить экологию района, и попутно строятся два цеха по утилизации серы. На территорию Норильского промышленного района в ближайшее время с большими инвестициями должна зайти компания «Русская платина» с проектом по строительству двух рудников и фабрики по переработке металлов платиновой группы. Как видите, российский бизнес готов вкладывать деньги. Наличие Северного морского пути и судоходных рек также значительно повышает интерес бизнеса к Арктике.

Однако степень разведанности запасов арктических территорий невысока. Эксперты расходятся в оценках, но, например, на Таймыре разведанность месторождений составляет от пяти до десяти процентов. Для дальнейшего освоения Арктической зоны и продвижения уже действующих проектов нужно развивать инфраструктуру с участием в том числе механизмов государственно-частного партнёрства.

- Обладают ли отечественные предприятия современными технологиями, позволяющими вести арктические проекты? Может, нужно привлекать зарубежных партнёров?

- Обеспеченность технологиями, особенно для сложных климатических условий Арктики, — одна из задач, стоящая перед нашей страной. Канада, США, Норвегия, Дания давно ведут разработки на арктическом шельфе и у них есть свои уникальные разработки, которые используют и «Газпром», и «Роснефть». Мы создаём совместные предприятия и привлекаем иностранные компании в качестве генеральных подрядчиков для строительства новых объектов. Но оте-чественные предприятия уже также участвуют в реализации арктических проектов, например, в Печорском море, при проведении геологоразведки, строительстве завода по сжижению газа на Ямале. Уже сегодня российские компании оказывают услуги в области транспорта, логистики, в строительстве баз материально-технического обеспечения проектов, прокладке дорог, возведении причалов.

Что же касается техники, то её мы покупаем у зарубежных поставщиков. Просто пока она объективно лучше, да и наша промышленность не специализируется на производстве большого перечня оборудования. Если же говорить в целом о проблеме, то наша наука должна быстрее осваивать новые технологии. Для этого необходимы значительные инвестиции в научные разработки и здесь нужны конкретные решения на федеральном уровне.

- Какова роль муниципальных образований в реализации проектов развития арктических территорий?

- С муниципальными образованиями — как на фронте. Есть стратегия, генералы, а на «земле» — люди, которые каждый день занимаются решением конкретных задач. Арктика — это люди, которые живут в непростых гео¬графических и климатических условиях. Это коренное население, люди, которые приехали в построенные города или вахтовые посёлки. И теперь задача местной власти связана с улучшением качества их жизни.

Как я уже говорил, в Арктике реализуются проекты с большими инвестициями. Появляются новые рабочие места, строятся детские сады, школы, поликлиники, больницы. Всё это является залогом успеха развития муниципального образования, но без помощи крупных предприятий нам не обойтись, потому что за счёт одних бюджетных средств арктическую территорию мы не поднимем.

Хочу привести наглядный пример. Недавно администрация Норильска провела очередное совещание с представителями Росавиации, «Норильского никеля» и региональной власти по вопросу реконструкции взлётно-посадочной полосы аэропорта Норильск. Это не просто очень важный проект — стратегический. Наш аэропорт входит в перечень аэродромов федерального значения, потому что от его работы зависит безопасность всей территории. Это единственные воздушные ворота всего Таймыра, подчеркну, единственная круглогодичная возможность добраться до города. Но взлётно-посадочная полоса уже выработала свой эксплуатационный ресурс. Совместно удалось найти решение по проведению работ без полного закрытия аэродрома. Модернизацию и реконструкцию полосы будем производить в три этапа, с 2016 по 2018 год. И как раз в реализации этого проекта участвует крупный бизнес, федеральный и региональный бюджеты.

- Каким вы видите новый закон о развитии Арктической зоны?

- Вопрос принятия закона о развитии Арктической зоны обнажил основную проблему, на решение которой он и должен быть направлен, а именно — неоднородность арктических территорий. Вначале всем казалось, что Арктика одинакова, пусть не по географическим, но хотя бы по климатическим условиям, и везде проблемы одни и те же. Но это совсем не так. Что для одной территории хорошо, для другой — очередная проблема. Именно поэтому предложения нового проекта закона о создании опорных зон мне видятся разумными.

Есть у этого предложения и недочёты. Его авторы предлагают наделить управляющие компании, которые будут осуществлять управление опорной зоной, слишком широким спектром полномочий, некоторые из которых исторически реализовывались местной властью. Это и обеспечение функционирования объектов инфраструктуры, и строительство и эксплуатация автомобильных дорог, и организация транспортного обслуживания, электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоотведения и иные функции для обеспечения жизнедеятельности лиц, находящихся в опорной зоне развития.

Вместе с тем Конституционный суд не раз подчёркивал, что, осуществляя правовое регулирование в сфере местного самоуправления, законодатель не может действовать произвольно. Принимаемые в этой сфере решения должны учитывать конституционную природу местного самоуправления как наиболее приближенного к населению территориального уровня публичной власти.

КСТАТИ:

НОВОСИБИРСК. На круглом столе «Технологическое обеспечение комплексного развития Северного морского пути», который прошел в рамках форума «Технопром—2016», заведующий отделом конструкторского обеспечения научной работы Института гидродинамики им. М. А. Лаврентьева СО РАН Петр Фадеев предложил новые методы, касающиеся проводки судов по ледяному полю.

«На сегодняшний день это делают ледоколы большой мощности, оснащенные разрушающими лед устройствами, но последние не обладают достаточной производительностью, ограничивая скорость продвижения судна,— прокомментировал ученый. — Правильно было бы до того, как корабль будет двигаться по ледовому полю, создать перед ним проходной коридор». Для этого нужны соответствующие средства, причем они могут быть как наплавные, так и другой конструкции. Первые, по словам Петра Фадеева, тоже малопроизводительны и требуют времени.

«Мы предлагаем базы, которые не двигаются по воде, а парят над разрушаемым льдом, — заявил специалист. — Например, это могут быть судна на воздушной подушке. Они уже используются, но не способны пробить большую толщу, их потолок — 700 миллиметров. Наше решение — установить на таком корабле гидроимпульсный аппарат большой мощности. Это оборудование, так называемые гидроимпульсные пушки, уже разработано в нашем институте. Испытания показали, что производительность их оказалась высокой: за час можно разбивать до 6000 кубометров льда».

Действие пушек основано на следующем: за счет мощного динамического удара они создают трещины, возникает волна деформации, которая создает трещины и рвет лед по определенным направлениям — полностью разбивать его необязательно. «Этого, в принципе, достаточно, чтобы обеспечить последующее продвижение ледокола по коридору», — сказал П.Фадеев. Он также отметил: «Нами совместно с другими научными институтами и коллегами из Томского государственного университета разработан целый ряд динамических ударных устройств с большой энергией от 300 до 500 килоджоулей. Причем в контакт со льдом входить не надо — пушка может работать на расстояниях до 5 метров, и ее эффективность остается достаточно высокой».

П.Фадеев предложил еще один способ. Считается, что можно разрушать лед, кидая на него с высоты большие грузы. «Обычно их сбрасывают с вертолетов, но возникает проблема: тяжелый объект не привязан к воздушному судну, так что используется однократно, — говорит главный конструктор Института гидродинамики. — Мы предлагаем соединить оба элемента гибким тросом и оснастить вертолет лебедкой особой конструкции, которая позволяет разгонять груз до скорости 30 метров в секунду, не испытывая при этом никаких инерционных нагрузок. Тупой предмет диаметром 700 миллиметров и массой в одну тонну скидывается с Ми-8 с высоты 50 метров — таким образом мы получаем энергию в 500 килоджоулей. Лед не будет пробиваться насквозь, но процедура, опять же, приведет к возникновению деформационной волны и последующему разрушению толщи. Такое устройство мы можем и разработать, и продемонстрировать в действии».

В числе преимуществ обоих устройств П.Фадеев назвал время. Если где-то в ледовом поле далеко от базы произошла аварийная ситуация, то ледокол не прибудет к месту происшествия быстро. Мобильные же средства — судно на воздушной подушке или вертолет — могут быть доставлены в очень короткий срок, что дает преимущество при ликвидации чрезвычайных ситуаций. «Изготовить эти устройства мы можем на базе новосибирских предприятий в достаточно короткое время», — подчеркнул он.

А В ЭТО ВРЕМЯ…

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. На Балтийском заводе (входит в АО «Объединенная судостроительная корпорация») состоялась закладка второго серийного атомного ледокола проекта 22220 «Урал». Корпус этого ледокола будет полностью построен из судостали Магнитогорского металлургического комбината (Челябинская область).

Как сообщили в пресс-службе комбината, всего ОАО «ММК» поставит для строительства «Урала» порядка 15 тысяч тонн судостроительной стали.  При строительстве первых ледоколов проекта 22220 – головного «Арктика» и первого серийного «Сибирь» -  также используется металлопрокат производства ОАО «ММК».

На долю ММК приходится более половины всех поставок металла для российской судостроительной отрасли. В 2015 году ММК отгрузил отечественным судостроителям 86 тысяч тонн металлопродукции, что почти на 11% больше показателей предыдущего года, и примерно в полтора раза превышает объем отгрузки судостроительным предприятиям в 2013 году. Ключевым потребителем продукции Магнитки в судостроении является АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), с которой у ОАО «ММК» с 2011 года действует меморандум о стратегическом сотрудничестве. В первом полугодии 2016 года поставки ОАО «ММК» в адрес предприятий ОСК составили 17,5 тысяч тонн. Кроме того, в текущем году ММК выиграл тендеры на поставку предприятиям ОСК 24,8 тысяч тонн судостали.

Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 являются крупнейшими атомными ледоколами в мире. Всего запланировано строительство трех судов данного типа, предназначенных для обновления атомного ледокольного флота России. Водоизмещение ледоколов проекта 22220 составляет 33,5 тысяч тонн, длина – 173 метра, ширина – 34 метра. Ледоколы будут способны развить по чистой воде скорость до 22 узлов и проводить караваны судов, пробивая по ходу движения лед толщиной до 3 метров как в арктических морях, так и в устьях полярных рек.

Головной атомный ледокол этого проекта «Арктика» был спущен на воду 16 июня 2016 года. Его место на стапеле 28 июня занял первый серийный ледокол проекта 22220 «Сибирь». Сдача головного ледокола "Арктика" планируется в конце 2017 года, ледокола "Сибирь" - в 2019, ледокола "Урал" - в конце 2020 года. Помимо этих, крупнейших в мире атомных ледоколов, на верфях Объединенной судостроительной корпорации из металла Магнитки возводятся дизель-электрический ледокол проекта Aker ARC 130 А, самый большой в мире многофункциональный линейный дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин» и другие суда.

Источники: «Парламентская газета», газета «Наука в Сибири», УралПрессИнформ

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36