620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Новости

19 Июля 2016

Россия-2035: новая среда поощряет творчество и предпринимательский риск

МОСКВА. Какой будет Россия через 20 лет, во многом зависит от реализации творческого потенциала талантливых людей, которыми богата наша страна, от результативности национальной научно-технологической системы. Образ будущего формируется сейчас, в ходе начавшегося общественного обсуждения проекта Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период (Стратегия НТР).

Вопросы для обсуждения:

1.     Какие значимые для российского общества социальные и экономические цели должны стать «вызовами» для национальной науки?

2.     Как должна функционировать национальная научно-технологическая система для того, чтобы ответить на эти «вызовы»?

3.     Какие механизмы надо задействовать для сохранения и развития человеческого капитала (учёных, инженеров, технологических предпринимателей), воспроизводства талантов в России?

4.     Какие формы организации и самоорганизации научных коллективов, реализующих масштабные проекты «полного цикла», вы считаете наиболее перспективными?

5.     Как сделать выгодными инвестиции в исследования и разработки, стимулировать привлечение негосударственных средств в науку, наукоёмкое производство, разработку новых продуктов?

6.     Какие формы поддержки вы предлагаете для «выращивания» национальных компаний-лидеров, конкурентоспособных на новых глобальных рынках товаров и услуг?

7.     Каким вы видите управление территориями с высокой концентрацией талантов – научно-технологическими агломерациями, которые развиваются за счёт быстрого воплощения научных знаний в новые, востребованные людьми продукты?

8.     Как выстроить эффективную систему коммуникаций науки, бизнеса, общества и государства?

9.     Какие индикаторы наиболее точно могут отражать успешность реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период?

На некоторые вопросы ответили эксперты: Григорий Владимирович Трубников, вице-директор Объединённого института ядерных исследований, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН, руководитель тематической рабочей группы «Инфраструктура исследований и разработок, большая наука и международное научно-технологическое сотрудничество» по разработке Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период; и Дан Станиславович Медовников, директор Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, руководитель тематической рабочей группы «Наука и государство» по разработке Стратегии НТР.

Наиболее интересные вопросы участников дискуссии будут переадресованы Министерству образования и науки Российской Федерации, которое отвечает за разработку проекта Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период.

Григорий Трубников:

– Научно-исследовательская инфраструктура (НИИ), представляющая собой научное оборудование (установки класса «megascience», уникальные стенды и установки, центры коллективного пользования наборами инструментов, суперкомпьютеры), ресурсы и связанные с ними службы и сервисы, играет системообразующую роль в развитии сектора исследований и разработок, в том числе в долгосрочной перспективе.

Анализ состояния научно-исследовательской инфраструктуры в России показал, что техническая, приборная и экспериментальная база государственных научно-исследовательских и образовательных учреждений на сегодняшний день в значительной степени изношена и морально устарела. Объём и качество нового нестандартного исследовательского оборудования, создаваемого в государственных исследовательских учреждениях за счёт имеющихся в их распоряжении средств, не соответствует современному уровню исследований. Действующие центры коллективного пользования, ориентированные на фундаментальные исследования, как правило, финансируются в недостаточном объёме. Национальные установки класса megascience в подавляющем большинстве устарели и требуют глубокой модернизации или замены, которую невозможно провести за счет имеющихся средств эксплуатирующих их организаций.

Система государственного финансирования научных исследований фундаментального и прикладного характера всех уровней слабо обеспечивает процесс поддержки и развития инфраструктуры науки. Объёмы конкурсного финансирования фундаментальных научных исследований из государственных фондов недостаточны как для развития инфраструктуры, так и для полноценной работы временных научных коллективов с использованием НИИ. Для решения проблем крупных объектов научной инфраструктуры (базовых установок, ускорительных и лазерных комплексов, реакторов, телескопов и т.п.) необходим целевой государственный фонд поддержки эксплуатации и развития таких объектов, а также для их вывода из эксплуатации.

Для реализации полного научно-производственного цикла (фундаментальные исследования прикладные исследования НИОКР опытное производство серийное производство реализация продукции) необходимо, чтобы институциональная структура, обеспечивающая функционирование каждой фазы цикла, была восприимчивой к результатам, полученным на предыдущем этапе, что требует формирования практических механизмов самосогласованного взаимодействия фундаментальной науки, прикладных разработок и инновационного производства.

На основе анализа наша тематическая рабочая группа выработала следующие предложения по мероприятиям к Стратегии НТР.

1.     Разработка государственной системы планирования развития национальной исследовательской инфраструктуры, предполагающей создание координирующего надведомственного государственного органа. Это позволит сформировать и периодически актуализировать стратегию и комплексную программу развития НИИ.

2.     Реализация на территории страны нескольких проектов по созданию и эксплуатации нового поколения локализованных объектов исследовательской инфраструктуры класса megascience как плацдарма для фундаментальных исследований мирового уровня, генерации и развития новых технологий и национальных компетенций.

3.     Разработка дополнительных механизмов стимулирования частных инвестиций и государственно-частного партнёрства к созданию исследовательских инфраструктур, ориентированных в основном на прикладные исследования.

4.     Разработка в дополнение к стандартным рыночным инструментам механизмов выявления и адаптации методов, разработок и технологий, возникающих при создании новых исследовательских инфраструктур, перспективных для коммерциализации. Это будет способствовать диверсификации экономики: от производства сырья на зарубежном оборудовании – к производству высокотехнологичной продукции с использованием отечественных know-how.

5.     Разработка эффективной надведомственной системы отбора и ресурсного обеспечения программ развития и проведения исследований с использованием национальной исследовательской инфраструктуры.

6.     Разработка и внедрение эффективной системы мониторинга и информационного сопровождения деятельности и результативности исследовательских инфраструктур.

7.     Обеспечение баланса между развитием мобильности и сохранением и укреплением системы ведущих научных школ (центров превосходства) как носителей уникальных компетенций национальной значимости, включая подготовку кадров.

8.     Координация участия в создании и использовании зарубежной исследовательской инфраструктуры.

9.     Развитие сервисной, социальной и логистической инфраструктуры, предполагающее создание комплекса условий для эффективного использования инструмента мобильности, в том числе на международном уровне.

Дан Медовников:

– Тематическая рабочая группа «Наука и государство» выделила три ключевые проблемы российского сектора исследований и разработок (ИиР), без решения которых России будет сложно эффективно развиваться в научно-технологической сфере и встраиваться в глобальные процессы.

Первая проблема заключается в оторванности сектора ИиР от экономики. Несмотря на многолетние усилия государства по превращению науки в «производительную силу», построению национальной инновационной системы, ориентированной на передовой мировой опыт, «принуждению к инновациям» крупных компаний с государственным участием, разрыв между университетами, исследовательскими организациями и наукоёмкими стартапами, с одной стороны, и промышленными компаниями и рынками – с другой, не преодолён.

Вторая проблема в том, что сектор ИиР по структуре финансирования, системе управления, преобладающей форме собственности и даже по ментальности работников остается преимущественно государственным. Абсолютное большинство его участников функционируют вне конкурентной рыночной среды. Интересы и компетенции бизнеса учитываются слабо. Как следствие, система организации и управления сектором ИиР не улавливает рыночные сигналы, проигрывает конкуренцию другим моделям управления наукой (не только американской и европейской, но сегодня уже и китайской, и южнокорейской).

Третья проблема связана с фундаментальной наукой, традиционно финансируемой государством. От неё, казалось бы, не следует ждать прямой связи с экономикой и рассчитывать на глубокую заинтересованность в ней частного бизнеса. Однако и здесь Россия теряет позиции, кадры и результативность. Как следствие, все меньше надежд остаётся на создание научно-технологического задела, необходимого для развития отечественной экономики и усиления ее конкурентных позиций в будущем. Между тем риск начала новой технологической волны в течение периода, который охватывает Стратегия НТР, достаточно высок, а в некоторых сегментах она уже наблюдается. И если мы окажемся к ней не готовыми, то о полноценном научно-технологическом развитии можно будет надолго забыть.

Все три проблемы взаимосвязаны, и поиски их решения должны идти параллельно. Наша рабочая группа сформулировала пакет предложений, из которых выделю следующие.

1.     В Стратегии необходимо рассматривать вопросы взаимодействия науки и государства в рамках полного инновационного цикла (фундаментальные исследования НИОКР опытное производство серийное производство продажи).

2.     Целесообразно создать орган по координации деятельности в сфере «наука технологии инновации» (НТИ) на федеральном уровне и определить его функции, принципы деятельности и задачи, к числу которых следует отнести формулирование инициатив государства в сфере научно-технологического развития и контроль за их реализацией.

3.     Сохранять и повышать уровень государственных инвестиций в сектор ИиР, особенно в условиях кризиса, при одновременном поиске методов рационализации расходов.

4.     Расширить систему грантового финансирования научных исследований.

5.     Создать систему стимулов в целях повышения доли инвестиций в ИиР со стороны негосударственного сектора: субсидии, софинансирование, налоговые льготы.

6.     Развивать научно-технологическую деятельность промышленных компаний. Поддерживать разработку и реализацию программ инновационного развития как государственными, так и частными компаниями.

7.     Сформировать сбалансированный порядок оценки эффективности научных центров, находящихся на бюджетном финансировании, и оценки результатов НИОКР. Ввести дифференцированный подход к поисковым, фундаментальным исследованиям и прикладным исследованиям (и выполняющим их организациям).

8.     Обеспечить государственную поддержку учёных и специалистов, работающих на предприятиях, которые реализуют инновационные, внедренческие проекты.

9.     Развивать новые формы организации науки: разнообразные сети и кластеры, научно-производственные консорциумы.

10.  Предусмотреть механизм приоритетного использования результатов работы сектора НТИ при реализации государством проектов национального масштаба.

11.  Продолжить развитие территориальных инфраструктур поддержки НТИ: технопарков, кластеров, особых экономических зон технико-внедренческого типа, технологических долин и т.п.

Источник: Наука и технологии РФ

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36