620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Новости

06 Июля 2016

Молодежь в инженеры не рвется

ЕКАТЕРИНБУРГ. Ежегодно власти предупреждают выпускников школ о переизбытке юристов, экономистов и прочих гуманитариев, а также в режиме нон-стоп пропагандируют предпочтительность профессии инженера или какой-то рабочей специальности.

Как рассказал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, в этом году ЕГЭ по физике сдавало больше школьников, чем раньше. Такая тенденция особенно заметна в Свердловской области. А этот предмет, напомню, является обязательным при поступлении в технический вуз. Но можно ли считать это отражением того, что молодежь действительно меняет отношение к техническим специальностям?

Или же все-таки это больше следствие того, что значительно увеличилось количество бюджетных мест для желающих стать инженерами и сократилось для гуманитариев? К тому же, как и в прошлые годы, социологические опросы показывают стабильно высокий процент выпускников школ, нацеленных на получение высшего образования, зачастую просто диплома. Хотя и здесь есть подвижки.

Так, небывало много опрошенных школьников (21%) заявили о своем желании овладевать рабочими профессиями. Но это не потому, что у них руки растут из правильного места, а из-за роста зарплат у работающих руками. При этом ими не учитывается, что речь идет о высококлассных сварщиках, экскаваторщиках и прочих мастерах, в которых входящим во взрослую жизнь предстоит еще превратиться.

Но не факт, что среди кандидатов в «новые рабочие» так уж много школьников с данными, которые позволят им стать высококвалифицированными специалистами. К тому же скорей всего и учителей для этого не хватит, да и мест, где учить.

Даже при темпах роста экономики 2—4% в год не появляется достаточное количество новых и современных рабочих мест. Что уж говорить о настоящем моменте — при продолжающемся экономическом спаде. К тому же серьезно отстает от графика исполнение поручения президента Владимира Путина о создании 25 млн высокотехнологичных рабочих мест к 2020 году, из которых на долю Свердловской области приходится 700 тыс.

К сожалению, основной контингент абитуриентов технических вузов и в этом году составят «троечники». Не исключено и повторение ситуации прошлых лет, когда на бюджетные места в некоторые технические вузы зачисляли чуть ли не двоечников. Хотя очевидно, что наращиванием инженерной массы подъема промышленности не добиться. Кончиться это может тем, что наряду с нынешним офисным планктоном появится еще и инженерный. Ведь прогресс определяется не количеством, а тем, куда направляет свои усилия самая способная молодежь. Притом ее, как уже давно посчитано, не более 3—5% в каждом поколении.

— Именно люди, способные выдвигать прорывные идеи, совершают открытия в науке, разрабатывают передовые технологии и в целом являются интеллектуальным мотором развития, — отметил в разговоре известный уральский аналитик Константин Селянин. — И для экономического процветания страны нужно, чтобы эта будущая интеллектуальная элита равномерно распределялась по всем сферам жизни.

В то же время из-за кумовства и протекционизма все чаще нарушается верховенство меритократического принципа, суть которого в отборе кадров на основе интеллектуальных способностей, личной мотивации и полной отдачи выбранной профессии. Подтверждением чему является то, что по-прежнему на плаву держатся всякие арбузно-литейные и огородно-юридические вузы, а на их пустые дипломы есть спрос.

Потому что с помощью родственных связей и прочих неконкурентных способов при наличии формального документа о якобы высшем образовании таким псевдоспециалистам находятся теплые места. В то время как все больше качественного человеческого материала остается невостребованным, особенно в глубинке. Причина в том, что из-за падения доходов родителей и роста стоимости жизни в крупных городах способные дети из бедных семей не могут приехать туда для получения образования и прокормиться там в этот период.

Между тем все больше детей, соответственно, и школьников, концентрируются в бедных семьях. К примеру, по данным Росстата, в общей численности домохозяйств семьи с детьми до 16 лет составляют 35%. Тогда как среди бедных доля этой группы достигает 55%. В то же время среди очень бедных — имеющих меньше половины прожиточного минимума — семей с детьми свыше 66%. Причем в этом году тенденция к росту воспроизводства семей, которые не могут дать обществу мотивированных и высококвалифицированных работников, стала еще более заметна.

К слову, не таким уж бесспорным является и сам тезис о нехватке инженеров на российском рынке труда. Если в смысле числом поболее, а ценою подешевле, то, наверное, да. А вот с тем, что растет спрос на высококлассных специалистов, я бы поспорил. Потому как ни активной модернизации, ни внедрения новаций особо не наблюдается.

Такое можно сказать только о предприятиях военно-промышленного комплекса. Но назовите мне хоть один оборонный завод на Среднем Урале, на котором бы выпуск гражданской продукции превышал бы военную. И хоть ВПК действительно нужны настоящие инженеры, остальной промышленности от этого ни холодно ни жарко. Потому как достижения в военном секторе зачастую не находят применения в гражданском.

Впрочем, в Московском авиационном институте (МАИ) опасаются, что в нынешнем году у них вновь не будет конкурса. А ведь этот вуз работает на аэрокосмическую отрасль, в которой как раз создаются новые и высокотехнологичные рабочие места. И в то же время опять будут толпы абитуриентов у Свердловского театрального института, который хотели закрыть. Хотя всем хорошо известно то, насколько бедна и неказиста жизнь у большинства артистов.

Показательно, что хоть в Свердловской области выросло число желающих сдавать физику и, видимо, поступать на инженерную специальность, еще больше увеличилось число тех, кто сдал в рамках ЕГЭ экзамены по естественно-научным предметам, истории и литературе. Жаль, конечно, что, несмотря на все предпринятые усилия, число желающих среди школьных выпускников учиться на инженеров в этом году выросло незначительно. И по-прежнему приоритет принадлежит профессиям юриста и экономиста.

Но гораздо больше меня беспокоит другое. Еще меньше оказалось среди шагнувших за школьный порог тех, у кого в планах после получения образования открыть собственное дело. И раньше их было негусто, а сейчас и вовсе в пределах статистической погрешности. Тогда как среди их зарубежных сверстников в развитых странах будущих предпринимателей с претензиями на лавры Стива Джобса во много раз больше.

А В ЭТО ВРЕМЯ…

С сентября 2013 года из реестра лицензий было исключено более 800 вузов и филиалов. В сентябре 2013-го их было около 2300, в январе 2015 года — 1990, в конце 2015-го их стало менее полутора тысяч. Эта цифра неумолимо уменьшается, причем под горячую руку Рособрнадзора все чаще попадают университеты, специализирующиеся на экономике и менеджменте. Но и на этом в ведомстве не останавливаются.

Как заявил на днях глава Рособрнадзора С.Кравцов, с 1 сентября 2016 года планируется исключить заочную форму обучения по таким направлениям подготовки, как экономисты, юристы, менеджеры, по направлению «Государственное и муниципальное управление». Делается это для того, чтобы повысить качество образования и «подорвать экономическую основу у псевдовузов».

— Тех, кто уже учится на заочном отделении или поступает в этом году, ликвидация заочки не коснется, они пройдут весь срок обучения и получат диплом, — поясняют в приемной комиссии Высшей школы экономики и менеджмента УрФУ (ВШЭМ). — Те ребята, которые будут поступать, чтобы получить первое высшее, в следующем году, то есть летом 2017-го, могут столкнуться с тем, что заочного отделения уже не будет. Мы сами в шоке от таких планов. Сейчас не у всех есть финансовая возможность получать очное образование, на очном, грубо говоря, ты платишь 100 тыс. в год, на заочном только 50. У очников замкнутый круг получается, они работают, чтобы оплачивать учебу, и на лекции все равно не ходят, потому что работают. На заочном отделении существует возможность сессионного отпуска, на очном — нет. В остальное же время студент-заочник работает без вреда учебе.

Безусловно, эксперты в приемной комиссии заманивают абитуриентов сладкими речами, но реальность диктует следующее — если у 18-летнего выпускника школы есть выбор, на какое отделение поступить, то у людей старшего возраста этот выбор сводится к нулю.

— Например, мне 50 лет, я окончила школу 30 лет назад, затем колледж, работаю в экономической или юридической сфере, настала необходимость получить высшее образование, — поясняет сотрудник ВШЭМа, пожелавшая остаться анонимной. — Если решение о ликвидации заочки вступит в силу, получается, у человека не будет возможности получить образование в зрелом возрасте. Работа и семья не позволят ходить каждый день на лекции.

Существуют и материальные трудности, связанные с жильем. Не каждому иногороднему студенту по карману снимать квартиру или комнату в общежитии. Немалое количество очников, поняв к третьему курсу, что не справляются с каждодневной нагрузкой, осознав, что родительских денег хватает только на еду и дорогу, переходят на заочку и успешно доучиваются, совмещая учебу с работой.

— Некоторые источники пишут, что ликвидация коснется только дистанционного заочного, — рассуждает Елена Качанова, декан факультета экономики и менеджмента Уральского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). — С этим можно согласиться, поскольку дистанционное образование — псевдообразование — студент приезжает только сдать экзамен, а обучение он проходит самостоятельно. Но я категорически против ликвидации классического заочного отделения, когда студент изучает самостоятельно материал, затем 25 дней длятся лекции и семинары, идет непосредственный контакт с преподавателями, после начинается сессия. Прелесть такого образования в том, что человек обретает качественные знания без отрыва от основной деятельности. Мы не медики и не инженеры, у нас нет постоянной практики и лабораторных работ, в основном теория.

Еще одна версия причины ликвидации заочки — это засилье юристов, управленцев, менеджеров и экономистов на рынке труда. Куда их столько?

Источник: газета «Уральский рабочий»

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36