620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Новости

07 Июня 2016

Государство пытается избавить бизнес от ненужных, но коррупционно емких проверок

ЕКАТЕРИНБУРГ. Ничего предприниматели так сильно не желают, как того, чтобы их перестали кошмарить проверками. На днях появился правительственный план, который должен покончить с беспределом. Кроме того, планируется внести законопроект о государственном и муниципальном контроле. Это уже не первая попытка поставить проверяющих и надзирающих в жесткие рамки, однако все предыдущие эффекта не принесли.

Нужен умный госконтроль
Руководство страны регулярно поднимает эту тему. Так, Владимир Путин в послании Федеральному собранию в 2014 году призвал избавить бизнес от «навязчивого надзора и контроля». В декабрьском послании 2015-го президент констатировал, что «предприниматели пока не видят качественных подвижек в деятельности контрольных и надзорных ведомств», и поручил представить конкретные предложения «по устранению избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов».
На последнем информационном форуме в Сочи премьер Дмитрий Медведев сообщил, что ежегодно в стране проводится более 2 млн проверок, «а государственный контроль должен быть именно умным, а не частым». И посетовал, что в настоящий момент нет «приборной доски» для оценки реального качества контроля и надзора в системе государственного управления.
Более того, контрольно-надзорный прессинг, наоборот, усилился. С одной стороны, это вызвано объективными причинами: увеличением числа трагедий из-за несоблюдения противопожарных мер, из-за отсутствия технического и медицинского контроля перед выездом на линию автотранспорта, всплесками отравлений в школах, детсадах, кафе и ресторанах из-за нарушений санитарных норм… С другой — из-за кризиса «кормовая база» для контролеров сузилась, и желание восполнить выпадающие доходы заставляет нечестных чиновников придумывать новые способы доения бизнеса. Например, объявить опасным то, что на самом деле таковым не является, и выкачивать деньги из законопослушных бизнес-структур. А в конечном итоге — из кошельков граждан, так как все непроизводственные затраты включаются в цену продуктов и товаров.
И это приобрело уже системный характер, как рассказал правительственной «Российской газете» вице-президент «Опоры России», объединяющей малый бизнес, Владислав Корочкин. По его мнению, сформировалось несколько типовых моделей внедрения в законодательное поле новых обременений, неналоговых изъятий у реальных предприятий, необоснованных «обязательных требований». По сути, типичных коррупционных практик.

Производят лишь бумаги
По оценке президента Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Анатолия Филиппенкова, озвученной им в разговоре со мной, наши контрольно-надзорные органы нередко преследуют свой интерес, а не государственный. «Примерно 30% предпринимателей предпочитают «договариваться» с проверяющей стороной. Это значит, что в среднем треть предпринимателей вовлечена в коррупционную деятельность», — констатирует эксперт.
И куда деваться, коли действующее законодательство буквально нашпиговано немалыми возможностями использовать карательные меры. Поэтому Филиппенков убежден: «проблемы нужно решать на федеральном уровне, менять законодательство». И с ним солидарны все предприниматели, с которыми мне удалось переговорить.
Похоже, это начали понимать и на федеральном уровне. И этим и продиктованы попытки ограничить рвение ревизоров разумными рамками.
Делается упор на риск-ориентированный подход к контрольно-надзорным мероприятиям. То есть на разделение видов деятельности по шести классам опасности. Соответственно, в зависимости от этого устанавливается частота проверок. Уже известно, что действие будущего закона о госконтроле не будет распространяться на правосудие, уголовные расследования и то, что делается в рамках президентских контрольных мероприятий.
Названы и те сферы, в отношении которых риск-ориентированный подход начнет применяться уже с 1 января 2017 года: при пожарном надзоре, санитарно-эпидемиологическом контроле, надзоре в области связи и трудового законодательства. «Это самые массовые виды проверок, на которые приходится до 70% от их числа», — пояснил «Коммерсанту» член экспертного совета при российском правительстве Александр Брагин.
Но этот список может быть и расширен за счет включения в него и других проверок. Речь идет о контроле миграции, карантина и защиты растений, ветеринарии, обеспечении плодородия почв, качества зерна, а также экологическом контроле. Но похоже, что решаться это будет по результатам общественных слушаний. И не факт, что всегда получат нужный результат, так как сопротивление новациям ожидается огромное. Слишком многие кормятся от сложившейся контрольно-надзорной схемы. Она стала привычной и выросла в систему.

Не последний, но решительный бой
Корочкин приводит такую поражающую воображение цифру: до трети отечественных компаний почти в каждом регионе ничего не производят, а живут за счет административной ренты. В их число входят консультационные фирмы различных видов, референтные конторы, центры подтверждения соответствия и множество других им подобных.
«Попробуйте что-нибудь оформить или зарегистрировать, послушайте разговоры в очередях — быстро становится ясно, сколько и каких юридических лиц завязано на конкретного чиновника», — говорит эксперт. По его словам, каждая новая непонятная запятая в каком-нибудь постановлении — это новые миллионы рублей дополнительной выручки для инициаторов.
По данным, размещенным на сайте Росаккредитации, не меньше 30% всех имеющихся у нас в стране «центров подтверждения соответствия» и «испытательных лабораторий» не имеют должной технической базы для выполнения заявленных функций. И бизнес-структуры тратят миллиарды рублей на покупку фактически пустых сертификатов.
Потом контрольно-надзорные органы проверяют соблюдение «обязательных требований», удостоверенное таким якобы документом. Тогда как реально никаких исследований товаров не производилось. И это целая система, в которую встроены недобросовестные представители контрольно-надзорных органов. А опирается она на множество обязательных требований и псевдоугроз, сформированных на законодательном уровне.
И вот президент страны повел на эту систему, тормозящую бизнес, системное наступление. Первые его результаты будут видны уже очень скоро. И очень хочется, чтоб они были положительные, так как на кону, по экспертной оценке, 1,8 трлн рублей, которые может дополнительно получить бюджет, если удастся освободить бизнес от коррупционного налога.

Источник: газета «Уральский рабочий»

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36