620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Новости

26 Мая 2016

В верхах обсуждают пути вывода России из кризиса

МОСКВА. Вчера, 25 мая, Экономический совет при Президенте РФ рассмотрел несколько программ вывода России из кризиса.
В преддверии заседания помощник Главы государства Андрей Белоусов заявил, что рост российской экономики может достигнуть 4 процентов уже через два-три года. Действующая модель экономики, признал А.Белоусов, себя полностью исчерпала. «Выдавить, выжать из нее более 1-2 процентов роста практически нереально. А если и реально, то ни к чему хорошему это не приведет. Новые пузыри, а потом новый спад. Значит, нужно искать новые источники роста, нужно создавать механизмы, которые реализуют такие источники роста с тем, чтобы обеспечить выход на темпы роста 4 процента», — сказал помощник президента.
А.Белоусов также подчеркнул необходимость устранения ненефтегазового дефицита бюджета, поскольку в противном случае, по его словам, при уровне цен на нефть в 40-50 долларов за баррель Россия будет проедать резервы. «Для того, чтобы из этой ситуации выйти, дефицит нужно сократить. Это задача будущего», — отметил он.
Накануне же были обнародованы материалы Минэкономразвития РФ, подготовленные к заседанию Экономического совета, согласно которым возвращение к прежним темпам роста экономики в 5-7 процента в год невозможно даже в условиях высоких цен на нефть, то есть выше 50 долларов за баррель.
А глава Центра стратегических разработок, бывший министр финансов Алексей Кудрин заявил, что единственный путь к восстановлению экономического роста в четыре процента в 2018-2019 годах — проведение структурных реформ. Он также выразил мнение, что инфляция должна быть замедлена до 3-4 процентов, а дефицит бюджета сокращен на 2-2,5 процента.
Владимир Путин, выступая на заседании президиума Экономического совета, посвященном источникам роста российской экономики в перспективе до 2025 года, сказал:
- Мы с вами возобновляем работу президиума Экономического совета. Наша задача – обсудить и наметить ключевые ориентиры экономической политики до 2025 года, определить основные факторы роста экономики и развития социальной сферы. Эта задача сегодня актуальна. Большинство экспертов сходится во мнении, что российская экономика в целом стабилизировалась, адаптировалась к текущим условиям. И сейчас важно, что называется, заглянуть за горизонт, обратиться к вопросам стратегического характера.
Совсем недавно мы с правительством обсуждали ход исполнения указов президента 2012 года, подводили промежуточные итоги. И можно сказать, что тогда, в 2012 году, указы определили в известной степени направление изменений в важнейших сферах жизни страны, задали необходимый темп таких преобразований. Но, повторю, уже сейчас нужно посмотреть дальше, как я уже сказал – за горизонт, ставить новые задачи, не оперативные задачи, цели, а на более отдалённый период.
В этой связи предлагаю на площадке президиума Экономического совета провести целую серию дискуссий, в том числе по таким темам, как новый облик социальной сферы: здравоохранения, образования, системы ЖКХ, – а также технологическое обновление национальной экономики и улучшение делового климата, совершенствование системы государственного управления. Для обсуждения этих тем будем регулярно встречаться в течение ближайшего времени, в течение года – полутора лет, если потребуется.
Отмечу, что эти вопросы с коллегами из правительства, экономического блока правительства, с руководством Центрального банка мы обсуждаем, разумеется, регулярно, но Экономический совет даёт возможность для более широкого, открытого и вместе с тем предметного и профессионального диалога с участием уже и членов парламента, и руководителей регионов, представителей бизнес-сообщества и научно-образовательной сферы.
Добавлю, что в состав президиума входят люди с разными взглядами. По некоторым вопросам социально-экономического развития страны они придерживаются иногда прямо противоположных точек зрения. Но в этом и заключается преимущество формата нашей работы, который позволяет и поспорить, и поговорить, обсудить альтернативные подходы, посмотреть на проблемы с разных сторон. Думаю, вы согласитесь, что никакой монополии на истину в экономической дискуссии быть не должно.
Прошу всех в ходе наших встреч максимально уйти от идеологических предпочтений, не замыкаться в рамках тех или иных теоретических концепций и построений, а руководствоваться прагматическими подходами, сосредоточиться на выработке реалистичных и объективных решений. В этой связи хотел бы подчеркнуть, любые идеи и инициативы должны выдвигаться вместе с практическими механизмами их реализации, которые будем рассматривать и которые в будущем должны лечь в основу программных документов органов государственной власти. Сегодня же предлагаю начать с источников роста российской экономики на ближайшие десять лет.
Текущая динамика, мы не раз это отмечали, показывает, что резервы и ресурсы, которые в начале двухтысячных двигали нашу экономику вперёд, не работают так, как прежде. И уже не раз я сам об этом говорил, считаю нужным подчеркнуть, сам по себе экономический рост не возобновится. Если мы не найдём новых источников роста, то динамика ВВП будет находиться где то около нулевой отметки. Тогда наши возможности в социальной сфере, в области национальной обороны и безопасности, в решении других задач будут существенно ниже того, что нам с вами нужно для полноценного развития страны, для движения вперёд.
Необходимо одновременно обеспечить увеличение темпов роста отечественной экономики и провести структурные реформы для повышения её эффективности. Очень важно при этом сохранить макроэкономическую стабильность, не допустить раскачки бюджетного дефицита и разгона инфляции...

КОММЕНТАРИЙ:
Кремль готовит новую стратегию для России до 2025 года. Она придет на смену президентским майским указам от 2012 года и будет включать новые реформы – от здравоохранения до госуправления. Но прежде чиновникам предстоит найти пути выхода из сегодняшнего кризиса. Президент заявил о стабилизации российской экономики и призывает искать «новые источники роста».
Названный срок – 2025 год – судя по всему, программа-минимум, так как правительству и экономистам предстоит также сформулировать Стратегию-2030. В частности, с подготовкой именно этой стратегии ранее решил синхронизировать свои концептуальные разработки Алексей Кудрин, назначенный заместителем председателя Экономического совета при президенте.
Владимир Путин призвал всех участников дискуссий отбросить идеологические разногласия, не замыкаться в рамках каких бы то ни было теоретических концепций и заняться практическими вопросами. Иначе говоря, столыпинцы во главе с Сергеем Глазьевым и Борисом Титовым с одной стороны и кудринцы – с другой должны объединить свои усилия по построению очередного светлого будущего. «Новый облик социальной сферы: здравоохранения, образования, системы ЖКХ… Технологическое обновление национальной экономики и улучшение делового климата... Совершенствование системы государственного управления» – такие темы для предстоящих дискуссий перечислил президент. По его словам, Экономический совет будет регулярно встречаться для обсуждения этих тем в течение ближайших года – полутора лет, «если потребуется».
В повестке заседания было также выступление бизнес-омбудсмена Бориса Титова, который рассказал о программе Столыпинского клуба и возникших разногласиях с правительством.  Судя по презентации столыпинцев, первое, с чего начинается разговор о новых источниках экономического роста, – это с утверждения, что сейчас в стране системный кризис, возникший еще до падения нефтяных цен.
«Стагнация в российской экономике началась с 2012 года, а в первом квартале 2013-го темпы роста ВВП по отношению к аналогичному периоду предыдущего года сократились с 5,3 до 0,6%, что даже больше, чем падение ВВП в первом квартале 2015-го, – поясняют авторы программы «Экономика роста». – Сложившаяся ситуация «не была своевременно замечена», и планирование бюджетных обязательств… было продолжено без учета произошедшего падения темпов роста ВВП».
Дальнейшие события лишь усугубили имеющиеся дисбалансы и спровоцировали кризис бюджетной системы. Владимир Путин, однако, на заседании уверял: «Большинство экспертов сходится во мнении, что российская экономика в целом стабилизировалась, адаптировалась к текущим условиям». Но странно называть стабилизацией полную неопределенность: страна существует практически без бюджета, перспективы миллионов бюджетников туманны. Показательный пример – индексация пенсий. Имея по итогам 2015-го инфляцию около 13%, власти в 2016-м подняли пенсии лишь на 4%, пообещав обдумать потом доиндексацию. Как уточнила вчера в интервью РИА Новости глава Счетной палаты Татьяна Голикова, обсуждать доиндексацию пенсий пока рано: чтобы судить о бюджетных доходах и дефиците, нужно дождаться данных об исполнении федерального бюджета за первые пять месяцев этого года.



Обсуждать новый облик социальной сферы, технологические новации и прочие приятные темы, конечно, можно. Но в условиях экономического спада и бюджетного кризиса это занятие  может оказаться бесполезным. Что признает и президент: «Если мы не найдем новых источников роста, то динамика ВВП будет находиться около нулевой отметки. Тогда наши возможности в социальной сфере, в области национальной обороны и безопасности... будут существенно ниже того, что нам с вами нужно для полноценного развития страны».
Показательно, что согласия относительно путей выхода из кризиса в правительстве и экспертном сообществе не было и нет. Одно из доказательств принципиальной разности позиций – это так называемая таблица разногласий между столыпинцами и монетаристами в Центробанке (ЦБ) и правительстве. Разногласия касаются ключевых вопросов – денежно-кредитной, валютной, бюджетной, промышленной политики.
В комментариях членов Столыпинского клуба отмечается: «Рост ставок на кредиты со стороны ЦБ вынуждает банки увеличивать ставки для реального сектора, в результате чего ряд проектов, рентабельных для своей отрасли, становятся финансово неинтересными для банков... Возможность кредитования остается только у отдельных отраслей, имеющих уровень рентабельности значительно выше среднего по экономике (обычно с коротким инвестиционным циклом). Стратегические и инфраструктурные проекты с большим инвестиционным циклом – например, автомобильная промышленность, мясное скотоводство – теряют возможность дальнейшего развития. При уровне рентабельности в 25% годовых с периодом окупаемости четыре года привлечение банковского финансирования под 15% годовых... сокращает рентабельность проекта до уровня ниже ставки по облигациям федерального займа».
Именно поэтому экономисты клуба и призывают к постепенному смягчению денежно-кредитной политики. Причем кредитное стимулирование не должно сводиться только к субсидированию процентных ставок, как это в некоторых отраслях происходит уже сейчас. «Вместо коррупционно емкого механизма субсидирования процентной ставки, создающего значительную финансовую нагрузку на бюджет, предлагается политика ЦБ по снижению банковского процента до уровня, позволяющего реальному сектору вести нормальную хозяйственную деятельность. Именно механизм субсидирования ставки – один из главных факторов, не позволяющих в течение четверти века существенно снизить стоимость банковского кредита в России», – поясняют столыпинцы.
В Минфине же, судя по таблице разногласий, уверены: банковская система сама, без всякой дополнительной помощи ЦБ, находит деньги для кредита, «высокорентабельные проекты в экономике сами по себе находят финансирование».
Столыпинцы продолжают: «Политику «сначала низкая инфляция и финансовая стабильность, потом – стимулирование роста» Банк России проводит уже 20 лет. Практика показала крайнюю неудачность этого подхода. За 20 лет не были нормализованы ни инфляция, ни процент, ни валютный курс. Финансовая система осталась одной из самых мелких в мире (69-е место по насыщенности деньгами и кредитами). Финансовый рынок остался высокоспекулятивным, в глубокой мере зависящим от нерезидентов. Указанная политика является одной из базовых причин макроэкономических неудач России».
У замдиректора департамента денежно-кредитной политики ЦБ Александра Полонского иной взгляд: «Принципиальное значение для перехода экономики к устойчивому росту имеет сохранение последовательной денежно-кредитной политики Банка России, направленной на достижение ценовой стабильности». Стоит напомнить, что в отдельные годы инфляция действительно снижалась до исторического минимума – около 6%.
Некоторые разногласия больше были похожи на формальные придирки. «Необходимо скорректировать плановый показатель высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ) с 20 млн до 25 млн в 2020-м», – призывает Минэкономразвития РФ. Столыпинцы парируют: для начала надо скорректировать утвержденную методику расчета ВПРМ. Что именно считать высокопроизводительными рабочими местами – вопрос дискуссионный.
«Как будет гарантироваться макроэкономическая стабильность, непонятно», – критикуют концепцию Столыпинского клуба первый проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон и директор Института государственного и муниципального управления ВШЭ Андрей Клименко. Но столыпинцы настаивают: «Это утопия – стабилизировать «охлаждением» сжимающуюся экономику, полностью зависящую от внешних факторов».
Некоторые независимые эксперты полагают, что идеи Титова–Глазьева рискуют остаться прописанными лишь на бумаге. «Столыпинский клуб не подразумевает работу в министерствах или ведомствах, его инициативы еще предстоит закрепить законодательно», – говорит финансовый эксперт Павел Кожевников. «Но в программе клуба показаны очевидные шаги для выхода из кризиса, – добавляет он. – Подобных вариантов Правительство РФ еще ни разу не предлагало». Однако, несмотря на плюсы, существует большое количество сложностей. Например, положительный эффект от реализации всех этих мер будет ощутим, как считает эксперт, через десятилетия, а в ближайшей перспективе не исключены социальные и экономические падения.

А В ЭТО ВРЕМЯ…   
В понедельник, 23 мая, Минфин объявил, что Россия размещает новый выпуск еврооблигаций. Проще говоря, государство привлекает валютный кредит. Первоначально запланированный объем — до 3 миллиардов долларов (в соответствии с законом о федеральном бюджете на 2016 год). Срок погашения займа — до 10 лет, доходность по бумагам — 4,75 процента. Организатором размещения выступает инвестиционный банк «ВТБ Капитал».
В последний раз Россия занимала за рубежом три года назад, в сентябре 2013 года. Тогда взяли в кредит 7 миллиардов долларов под 4,6 процента. «ВТБ Капитал» сопровождал и это размещение облигаций. Участвовали также и крупные зарубежные банки. Например, Deutsche Bank и Royal Bank of Scotland.
К вечеру 23 мая спрос на российские еврооблигации достиг 5,5 миллиарда долларов, а на следующий день объем заявок превысил предложение вдвое, увеличившись до 6,3 миллиарда долларов. Но 24 мая книга заявок уже была закрыта. России удалось продать бумаг на 1,75 миллиарда долларов.
Примечательно, что за неделю до объявления о размещении еврооблигаций министр финансов Антон Силуанов сообщил, что Россия ищет источник для покрытия дефицита бюджета внутри страны. На внешние рынки выходят те, у кого есть трудности с платежным балансом и кому нужно привлечь иностранную валюту, чтобы оплатить свои долги, говорил глава Минфина.
И вот после этого Министерство финансов выражает намерение взять в долг несколько миллиардов долларов. Планируемый дефицит федерального бюджета — 2,36 триллиона рублей. Большая его часть будет покрыта за счет Резервного фонда. Благодаря проданным еврооблигациям можно привлечь дополнительные 120 миллиардов рублей.
Несмотря на противоречивую позицию Минфина, размещение облигаций на 1,75 миллиарда долларов не свидетельствует о том, что России срочно нужна иностранная валюта. Если бы страна испытывала острый денежный дефицит, привлекаемая сумма была бы куда больше.
«Размещение небольшого транша евробондов скорее делается для того, чтобы протестировать рынок», — утверждает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Она считает, что Россия выбрала удачный момент для размещения облигаций: цены на нефть достаточно выросли, а ФРС США пока не спешит с резким повышением базовой ставки.
По словам А.Силуанова, иностранцы скупили 75 процентов российских еврооблигаций (на сумму 1,3 миллиарда долларов). Тем не менее, пока нет никаких данных о том, какие именно организации выдали России кредиты. Что это были за банки или инвестиционные фонды, из каких именно стран — остается загадкой.
Формально Россия пытается получить зарубежные займы и заинтересована в том, чтобы в сделке участвовали инвесторы из США, Европы и Азии. Но российские организации также могут профинансировать свое правительство валютными кредитами. В этом случае размещение ценных бумаг превращается в мероприятие только для своих: отечественные компании дадут государству кредит в иностранной валюте, а сами иностранцы просто пройдут мимо.
«Учитывая, что "ВТБ Капитал" — единственный организатор, скорее всего, бумаги скупят российские инвесторы», — считает аналитик Райффайзенбанка по рынку облигаций Денис Порывай. Покупателями могут стать банки, накопившие большой объем валютной ликвидности.
Действительно, у российских банков накопилось много иностранной валюты, которую некуда девать. Раньше населению и компаниям выдавали валютные кредиты, но спрос на них резко упал после девальвации. Понижение Сбербанком ставок по вкладам в долларах и евро почти до нуля показывает, что финансовые организации не желают больше накапливать валютные пассивы. И тут весьма кстати на сцену выходит Минфин, предлагая банкам то, что им нужно, — инструмент для размещения валютной ликвидности.
«На спрос со стороны российских банков вполне можно рассчитывать. Не исключено, что определенную заинтересованность проявят и внешние инвесторы, поскольку они пребывают в активном поиске доходности из-за рекордно низких ставок на европейском рынке», — считает директор по корпоративным рейтингам агентства RAEX Александра Таранникова.
По оценке доцента ВШЭ Антона Табаха, то, что предложил Минфин инвесторам, по сути, не является еврооблигациями. Точнее говорить об облигациях федерального займа в долларах, считает он. То есть о завуалированном внутреннем заимствовании.
С одной стороны, когда средства Резервного фонда вкладываются в американские облигации с доходностью менее 2 процентов, нелогично занимать под 5 процентов годовых, указывает главный экономист Национального рейтингового агентства Максим Васин. «Но, с другой стороны, правительство должно планировать доходы и расходы на более длительный период. При нынешних темпах расходования Резервный фонд иссякнет к 2018 году, поэтому нужны дополнительные возможности для финансирования дефицита», — поясняет он.
По мнению аналитика группы компаний «Финам» Богдана Зварича, данное размещение евробондов — пробный шар России. «Власти хотят понять, насколько в режиме санкций российские облигации будут интересны иностранным инвесторам и пересилит ли экономическая целесообразность, связанная с хорошей доходностью, политическую подоплеку», — сообщил он.
Строгого запрета на покупки российских бумаг нет. Зато есть настоятельные рекомендации. 24 мая Государственный департамент Соединенных Штатов высказался об экономических и репутационных рисках, связанных с покупкой российских еврооблигаций. Кроме того, в последние месяцы европейские и американские регуляторы активно «обрабатывали» потенциальных инвесторов.
Так, в марте газета The Wall Street Journal сообщила, что ряд европейских банков, опасаясь недовольства властей США и ЕС, отказался участвовать в возвращении России на международный рынок капитала. По данным издания, программу решили проигнорировать такие банки, как BNP Paribas, Credit Suisse, Deutsche Bank, HSBC, UBS, Bank Of America, Citigroup, Goldman Sachs, J.P. Morgan Chase, Morgan Stanley и Wells Fargo. The Financial Times даже заявила, что Евросоюз призвал банки воздержаться от размещения российских облигаций.
В феврале власти США рекомендовали крупным американским инвестиционным банкам не участвовать в сделках с российскими облигациями. В Госдепартаменте отметили: «частные компании в США, Евросоюзе и во всем мире должны понимать, что Россия будет оставаться рынком с высокой степенью риска» до стабилизации ситуации на Украине.

ПРОГНОЗЫ:

Производство по итогам года выйдет в плюс. Статистика за апрель и косвенные данные говорят о том, что восстановление производства, наметившееся в первом квартале, приостановилось.

"Ситуация достаточно неустойчивая, - отмечает замдиректора Института "Центр развития" НИУ "Высшая школа экономики" Валерий Миронов. - Если в среднем за I квартал промышленность со снятой сезонностью прирастала на 0,2 процента, то в апреле рост прекратился: по Росстату был ноль, а по нашим оценкам - минус 0,1 процента к марту. То есть немного приподнялись, но потом всплытие прекратилось".

При высокой волатильности цен на нефть и валютного курса пока непонятно, что это - недолгая пауза перед следующим шагом вперед или промышленность еще долго будет собираться с силами, чтобы пойти дальше.
С одной стороны, обрабатывающие сектора в апреле впервые с начала 2015 года показали рост (на 0,6 процента) после снижения на 2,8 процента в марте, на 1 процент в феврале и на 5,6 процента в январе. Наиболее уверенно чувствуют себя химическая и пищевая промышленность.

С другой, динамика импорта и производства внутри страны инвестиционных товаров, замеры настроений в промышленности говорят о том, что ситуация стагнации в реальном секторе может затянуться до конца года. Если все останется как есть, по итогам года промышленность выйдет в небольшой плюс (0,6-0,7 процента) при снижении ВВП на 1,2-1,5 процента, прежде всего за счет провала в секторах услуг и строительстве, говорит В.Миронов. Аргумент за или против этой гипотезы дадут данные Росстата по инвестициям, которые выйдут в конце месяца.

При этом все более становится очевидным, что у "дна" промышленность держат не столько высокие процентные ставки, сколько другие факторы, прежде всего ограничения по спросу и повышенная неопределенность. Даже хорошая прибыль на фоне девальвации не претворяется пока в инвестиции. А ведь эти средства ничего не стоят предприятиям. В этом смысле промышленность крайне нуждается в том, чтобы государство определилось с экономической политикой по крайней мере на среднесрочную перспективу, считает В.Миронов.

Источники: сайт Президента РФ, «Независимая газета», ЛентаРУ, «Российская газета»

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36