18 Апреля 2016

Ученые РАН рассчитывают на сотрудничество с США

ВАШИНГТОН. Российские ученые продолжают сотрудничество в области планетарных исследований с европейскими коллегами и рассчитывают на такое же взаимодействие с Соединенными Штатами. Об этом говорится в статье вице-президента Российской академии наук, директора Института космических исследований (ИКИ) РАН Льва Зеленого и ведущего сотрудника ИКИ Ольги Закутней, опубликованной в газете The Washington Times к Дню космонавтики.
Они отмечают, что Федеральная космическая программа России на 2016-2025 годы предусматривает организацию серии миссий к Луне. "Первые три миссии будут включать отправку двух спускаемых и одного орбитального аппарата, которые изучат поверхность и экзосферу Луны и опробуют технику мягкой посадки", - пишут авторы. - В настоящее время госкорпорация "Роскосмос" и Европейское космическое агентство (ЕКА) обсуждают возможные формы сотрудничества по этой программе, и мы надеемся, что решение об осуществлении совместных программ будет одобрено министерским советом ЕКА к концу года".
Эксперты также напомнили об успешном использовании российских научных приборов на американских межпланетных аппаратах, хотя "только Международная космическая станция считается совместным проектом с участием двух стран". При этом ученые России и США "по-прежнему очень заинтересованы в сотрудничестве", заверили Л.Зеленый и О.Закутняя. По их мнению, одним из общих научных проектов могло бы стать изучение Венеры. "Считающаяся "забытой" планетой, она по- прежнему представляет огромный интерес для ученых", - подчеркнули российские специалисты.
Они отметили, что в 2015-2016 годах в ИКИ состоялись две встречи Совместной рабочей группы по определению научных задач изучения Венеры, в которую входят представители научных организаций России и США. На совещаниях рассматривались две концепции миссий к Венере, разработанные независимо друг от друга российскими и американскими экспертами. "К сожалению, они эти проекты не были одобрены", и сейчас мы ищем пути, которые позволят гармонизировать наши цели и определить лучшие способы их достижения", - сообщили авторы.
"Марс, Луна и Венера - наши ближайшие соседи, - напомнили российские исследователи. - Все они активно изучались в первые годы космической эры. Зачем же нам возвращаться обратно? Ответ прост. Эти небесные тела (за исключением Венеры) в принципе могут быть использованы людьми. Это не обязательно означает, что они будут населены. Но было бы разумно построить научную станцию на Луне для работы ученых и инженеров". Устойчивое взаимодействие между Россией и США "имело бы важнейшее значение для осуществления такой миссии", считают сотрудники Института космических исследований РАН.

КСТАТИ:
В России появилось новое поколение ученых, которые могут обеспечить дальнейшее нахождение страны на передовых позициях в области исследования космического пространства, считает старший научный сотрудник программы исследований Марса в Лаборатории реактивного движения (ЛРД) НАСА доктор Ричард Зурек.
«Мы в Лаборатории реактивного движения высоко оцениваем усилия нового поколения российских исследователей, нацеленные на то, чтобы Россия вместе с остальными странами находилась на передовом рубеже космических исследований», - отметил ученый, отвечающий за функционирование бортовых приборов автоматической межпланетной станции Mars Reconnaissance Orbiter («Марсианский орбитальный разведчик»).
Р.Зурек придерживается высокого мнения о профессиональных качествах и работоспособности российских ученых. «Если не принимать во внимание вполне естественные языковые и культорологические отличия, то российским и американским инженерам и ученым в одинаковой степени свойственны такие черты, как эрудированность, изобретательность, трудолюбие и самоотверженность в достижении поставленных целей», - считает он.
Ученый знает об этом не понаслышке. «Да, я работал с русскими на протяжении моей карьеры, - рассказал он. - Этапом наиболее тесного взаимодействия был проект экспедиции посадочного аппарата Mars Polar Lander. Я также руководил проектной исследовательской работой в Институте космических исследований Российской академии наук, занимался лазерным дальномером».
В 1961 году Р.Зуреку было 14 лет, и он хорошо помнит полет в космос Юрия Гагарина. «Я не видел полет по телевизору, но зато помню, как обратил внимание на заголовки в газетах, - сказал он. - Я очень интересовался космосом, но в то время и представить себе не мог, что в один прекрасный день буду участвовать в изучении планет с помощью роботов. Осознание такой возможности пришло только в аспирантуре». Р.Зурек признался, что полет советского космонавта «воспринимал в контексте холодной войны». «Тем не менее это был очередной пример ведущей роли СССР в области космических технологий», - отметил американский ученый.
Из ЛРД в Пасадине (штат Калифорния) осуществляется управление четырьмя аппаратами, предметно занимающимися исследованием Красной планеты. Самый известный из них - это марсоход Curiosity, запущенный 26 ноября 2011 года. В числе его бортовых приборов российский ДАН (Динамическое альбедо нейтронов). Он разработан в Лаборатории космической гамма-спектроскопии Института космических исследований РАН.
Ранее научный журнал Science сообщал, что следующее десятилетие пройдет под знаком «возрождения российской космической науки», поскольку Москва готовит исследование Луны и покорение Марса. Даже урезание бюджета на фоне санкций и низких цен на нефть не в силах сдержать космический энтузиазм российских ученых.

Источники: сайт РАН, Элементы