29 Марта 2016

Вверх по рейтинговой лестнице

QS World University Rankings by Subject, опубликованного 22 марта. В полной версии рейтинга QS 17 российских вузов заняли 71 позицию.

«Российские вузы в общей сложности заняли 20 мест в первой сотне предметных рейтингов QS. Вновь подтвердили свое лидерство в области физики участники Проекта по повышению конкурентоспособности ведущих университетов (Проект 5–100) НГУ и МИФИ, которые, напомню, в декабре прошлого года вошли в сто лучших и по версии Times Higher Education. Всё больше вузов – участников Проекта попадают в число ранжируемых по отдельным дисциплинам», – отметил заместитель министра образования и науки Российской Федерации Александр Повалко.

Лидером среди российских вузов стал Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, представленный более чем в половине предметных рейтингов QS.

Вузы – участники Проекта по повышению конкурентоспособности ведущих университетов вошли в тринадцать предметных рейтингов QS.

Лидирует среди них Высшая школа экономики, которая включена сразу в шесть рейтингов: «Экономика и эконометрика» (диапазон мест 101–150), «Социология» (101–150), «Политика и международные отношения» (101–150), «Философия» (151-200), «Бизнес и менеджмент» (151–200), «Математика» (251–300). В 2015 году ВШЭ была представлена только в четырёх рейтингах.

«Я очень рада видеть в рейтингах QS всё больше и больше российских вузов. Это, несомненно, знак того, что и они, и мы делаем что-то правильно: университеты улучшают своё международное признание, эффективнее работают с экспертными сообществами и учатся, как представлять свои научные успехи миру, а мы собираем воедино больше точных данных, которые отражают действительность, а не ситуацию, двадцати-тридцати летней давности, – комментирует Региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева. – Тот факт, что не только такие выдающиеся вузы, как МГУ и Санкт-Петербургский государственный университет, и участники программы «5–100» упомянуты в рейтинге, а также наши лидирующие консерватории и такой специализированный университет, как Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», доказывает, что аудитория, которая знает российские вузы и образование, растёт. Но, конечно, нам хотелось бы иметь больше квалифицированных экспертов, знакомых с регионом – я уверена, что это является одной из областей для роста в регионе».

Московский физико-технический институт вошёл в пять рейтингов QS: «Физика и астрономия» (101–150), «Механическая, авиационная и промышленная инженерия» (201–300), «Инженерное дело в электронике» (251–300), «Математика» (251–300), «Вычислительная техника» (351–400). Начальник управления стратегического развития МФТИ Виталий Баган прокомментировал успех своего университета: «В прошлом году мы были представлены только в физике и математике (где теперь улучшили свои позиции), а сейчас – вошли ещё и в рейтинги по Computer Science, инженерным наукам в области электроники и инженерным наукам для аэрокосмоса. В области физики МФТИ занял место 100–150, став единственным российским университетом, который вплотную приблизился к вхождению в топ-100 по физике всех трёх основных международных рейтингах – QS, Times Higher Education и шанхайском ARWU». По его мнению, укрепление позиций МФТИ – результат создания в вузе «лабораторий по Проекту 5–100 и повышение публикационных показателей».

Также по пяти дисциплинам эксперты QS включили в предметный рейтинг Новосибирский государственный университет: «Физика и астрономия» (51–100), «Математика» (101–150), «Современные языки» (201–250), «Химия» (251–300), «Вычислительная техника» (301–350).

В топ-100 по физике вошёл Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». Он отмечен и в рейтинге – «Инженерное дело в электронике» (251–300).

Томский государственный университет удерживает свои позиции в категории «Современные языки» (диапазон мест 251–300). Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого впервые попал в рейтинг «Инженерное дело в электронике» (201–250); по вычислительной технике он занял позицию в группе 401–500. Новичком предметных рейтингов QS стал Казанский федеральный университет, заняв достаточно высокое место в рейтинге по лингвистике (151–200).

Линейка предметных рейтингов QS в 2016 году пополнилась ещё шестью – по антропологии, археологии, инженерному делу в горной промышленности и добыче полезных ископаемых, медсестринскому делу, исполнительским видам искусства, социальной политике и администрированию. Теперь университеты мира ранжируются по 42-м дисциплинам.

А В ЭТО ВРЕМЯ…

ЕКАТЕРИНБУРГ. Проректор УрФУ по международным связям Максим Хомяков считает, что вузам России нужно ориентироваться не на общие, а на предметные рейтинги лучших университетов мира.

«Внимание к предметным рейтингам в России будет усиливаться, — говорит М.Хомяков. — Они адекватно показывают то, насколько в конкретном университете развито то или иное направление. Университет в последнем рейтинге QS оценивается по 14 предметным областям, что указывает на хорошую динамику его развития. Но главной победой, конечно, является попадание в топ-300 по математике. Продвижение именно в математике для университета вполне естественно, поскольку наша математическая школа широко известна в мире».

Проректор добавляет, что российским университетам во многом сложнее других участвовать в мировых академических рейтингах. Одна из проблем, помимо общей для всех неанглоязычных стран проблемы языка, заключается в том, что в России нет в собственном смысле того, что за рубежом называется comprehensive university. К примеру, в большинстве российских университетов нет медицинских факультетов. А ведь именно науки о здоровье зачастую дают большинство публикаций в самых высокоцитируемых журналах.

Компания QS публикует международный предметный рейтинг лучших университетов в шестой раз. При его подготовке агентство учитывало экспертное мнение 76 798 представителей академического сообщества, 44 426 работодателей; был проведен анализ более 28,5 миллионов научных статей и более 113 миллионов цитирований на основе библиометрической базы данных Scopus / Elsevier.

Источники: пресс-служба Минобрнауки России, сайт УрФУ