620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Новости

23 Марта 2016

Мораторий на проверки бизнеса предпринимателям не поможет

МОСКВА. Мораторий Владимира Путина на проведение плановых проверок малого бизнеса, который заработал с 2016 года, может оказаться бесполезным: большинство проверок теперь проходят вне плана, выяснил РБК

О необходимости контроля за проверками бизнеса предприниматели говорили давно — в итоге президент В.Путин прислушался к просьбам делового сообщества и с этого года ввел трехлетний мораторий на плановые проверки малого бизнеса. Однако эта мера может оказаться не столь эффективной, поскольку большинство проверок проходят вне плана. По данным Генпрокуратуры, которые есть у РБК, в 2015 году внеплановый характер носили две трети всех проверок бизнеса.

Не по плану

Большинство проверок бизнеса — 66% — в 2015 году носили внеплановый характер, сообщил РБК официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной. В 2015 году контролирующие органы провели в общей сложности 1,994 млн проверок — на 8% меньше, чем в 2014 году (тогда бизнес проверили 2,17 млн раз). Количество внеплановых проверок снизилось примерно на 100 тыс. (до 1,32 млн), но их доля даже чуть выросла.

Последние два года проверки бизнеса плавно перетекают из плановых во внеплановые, констатирует первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. «Там, где мы их сокращаем по планам, они тут же вырастают вне плана», — говорил в прошлом месяце о проверках замминистра экономического развития Олег Фомичев. Глава «Опоры России» Александр Калинин в январе рассказывал Путину на предпринимательском форуме, что хотя плановые проверки на три года отменены, «зато в арифметической прогрессии растут внеплановые проверки».

Статистика Минэкономразвития отличается от данных прокуратуры, но подтверждает рост доли внеплановых проверок. Если в 2013 году на внеплановые приходилось 49% от всех проверок, то в 2014 году их доля подскочила до 56%, а по итогам прошлого года достигла 59%. В 2015 году на 824 тыс. плановых проверок пришлось 1 млн 180 тыс. внеплановых мероприятий (без учета проверок на муниципальном уровне, данных по которым у Минэкономразвития пока нет), сообщила РБК представитель ведомства Елена Лашкина.

Олег Фомичев сообщал в феврале, что Минэкономразвития включило в антикризисный план пункт о снижении числа внеплановых проверок малого и среднего бизнеса на 30% в 2017 году, но в итоговой версии плана, утвержденного правительством 1 марта, этого пункта не оказалось.

Главные проверяющие

Лидерами по числу проведенных проверок в 2015 году остались, как и прежде, Роспотребнадзор и МЧС, на долю которых пришлось почти 33% всех проверок, говорится в материалах Генпрокуратуры. По данным Минэкономразвития, МЧС провело около 395 тыс. проверок, а Роспотребнадзор — 266 тыс. Роспотребнадзор и МЧС чаще остальных ведомств обращаются в прокуратуру и за согласованием внеплановых выездных проверок, следует из ответа Генпрокуратуры.

Эти ведомства всегда были во главе списка, потому что у них больше всего объектов контроля, говорит Владислав Корочкин из «Опоры». МЧС проверяет почти каждый объект, любое здание, в основном речь идет о противопожарной безопасности, но бывает и контроль за опасными производственными объектами, поясняет он. Роспотребнадзор отвечает за все виды потребления: непищевое потребление, пункты общественного питания, школы, больницы, защита прав потребителей, санитарное состояние рабочих мест и помещений, перечисляет Корочкин.

За 2010—2015 годы общее количество проверок снизилось в 1,5 раза, в том числе плановых проверок — в 1,7 раза, внеплановых — в 1,4 раза, соотношение плановых и внеплановых проверок остается примерно на одном уровне: 60% внеплановых и 40% плановых, говорит представитель Роспотребнадзора. Большое число внеплановых проверок за 2015 год связано с поручениями правительства по турецким продуктам питания и продаже туров в Турцию, в 2014 году — по «антисанкциям» (ряд наименований продуктов питания, включая рыбную продукцию, вино, молоко и молочные продукты питания), указывает источник, близкий к ведомству. Представитель МЧС не ответил на запрос РБК.

По жалобам анонимов

Внеплановые проверки можно проводить без согласования с прокуратурой, если нарушение может угрожать здоровью или жизни человека. «Под это определение может подпасть любое нарушение, — рассуждает Корочкин. — Самые распространенные основания для внеплановых проверок — это жалобы. Примерно 8–10% говорят, что к ним приходят с проверками пять и более раз в год, 6–8% от всех проверок инициируются в целях конкурентной борьбы и даже отъема бизнеса», — утверждает он.

В 2015 году контролирующие органы провели почти 1,3 млн внеплановых проверок без согласования с прокуратурой, отмечает представитель Генпрокуратуры. При этом результативность мероприятий остается низкой, признает он: за 2015 год власти выдали почти 972 тыс. предписаний, из которых 535 тыс. пришлось на внеплановые проверки. К административной ответственности привлекли 586 тыс. человек и почти 300 тыс. компаний. Одним из нарушений при проведении проверок представитель Генпрокуратуры называет необоснованные проверки по анонимным обращениям.

«Нам приводили примеры, когда поступает жалоба с подписью «Гельмут Коль» — из жизни ситуация. Тем не менее если эта жалоба зарегистрирована и там говорится о какой-то угрозе жизни и здоровью, то проверяющий орган должен прийти», — жаловался глава «Опоры России» президенту в январе.

В правительстве сейчас работают над решением этой проблемы. Ведется работа с обязательной идентификацией личности заявителя, которая является основанием для проведения проверки, рассказала РБК представитель Минэкономразвития. Исключение анонимных обращений как поводов для проведения внеплановых проверок потребует внесения изменений в законодательство, сейчас этот законопроект находится в стадии разработки, уточнила она.

КОММЕНТАРИЙ:

ЕКАТЕРИНБУРГ. Помогают ли предпринимателям объявленные с начала года надзорные каникулы, как воспользоваться правом на «передышку» и кто такой возможности лишен? Об этом рассказала старший прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства управления Генпрокуратуры РФ в УрФО Наталья Казакова.

- Давайте обобщим: в чем смысл надзорных каникул и кто получил на них право?

Наталья Казакова: Идея надзорных каникул, объявленных руководством страны, реализована так. Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля», принятый в декабре 2008 года, дополнен статьей 26.1, которая предусматривает, что с января 2016 года по 31 декабря 2018-го не будут проводиться плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства. Критерии отнесения юридических лиц и ИП к этой категории (размер выручки, численность сотрудников и так далее) четко прописаны в другом федеральном законе — № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

- Бывают ли разногласия при отнесении компаний к той или иной категории?

Наталья Казакова: Когда формировался план проверок на текущий год, разногласий не было. Но в целях предотвращения возможных спорных ситуаций хозяйствующим субъектам следует изучить закон и определить, к какой категории относится их предприятие. При этом надо четко понимать, что далеко не весь малый бизнес подлежит исключению из плана проверок.

- И кому же каникулы не положены?

Наталья Казакова: В первую очередь это предприятия, которые осуществляют деятельность в социальной сфере, в области здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Во-вторых, не отменяются проверки в отношении субъектов, которые эксплуатируют опасные производственные объекты (ОПО) первого и второго класса опасности. Это, например, производства, связанные с нефтепереработкой, использованием кислот и других опасных веществ, состоящие на учете в Ростехнадзоре. Даже если на таком предприятии работают только десять человек, плановых проверок ему не избежать.

Не положены каникулы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые эксплуатируют гидротехнические сооружения I или II класса опасности, например плотины, и тем, чье производство оказывает негативное воздействие на окружающую среду, имеющим объекты 1 и 2 категорий. Перечень таких исключений содержится в части 6 ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ.

Наконец, плановым проверкам подлежат злостные нарушители. Часто предприниматели забывают о таком критерии, как добросовестность. Все почему-то читают в законе первую строку — о праве на каникулы, но упускают из виду ту часть, где говорится: если у органа контроля есть вступившее в силу постановление об административном наказании за совершение грубого нарушения, то такие хозяйствующие субъекты из плана проверок не исключаются.

- Какие наказания имеются в виду?

Наталья Казакова: Например, дисквалификация руководителя, административное приостановление деятельности, аннулирование лицензии.

- Согласно поправкам, внесенным несколько лет назад в федеральный закон об ОПО, всех предпринимателей обязали провести перерегистрацию объектов с присвоением каждому класса опасности. Все ли компании в УрФО это сделали?

Наталья Казакова: Нет, некоторые до сих пор не прошли эту процедуру. У них есть опасные объекты, но класс их опасности не определен. И такие предприятия мы не можем исключить из плана проверок.

- Какова процедура исключения из плана? Что должен сделать предприниматель, чтобы «уйти на каникулы»?

Наталья Казакова: Первое: каждый предприниматель должен ознакомиться со сводным планом проверок на год. Он размещен в свободном доступе в Интернете и проверку можно найти по ИНН. Второе: необходимо определить, имеет ли фирма право на надзорные каникулы. Третье: в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1268 от 26.11.2015, которое определяет правила подачи заявлений об исключении проверки юрлица и ИП из ежегодного плана, он готовит пакет документов и самостоятельно направляет его в тот орган, который запланировал проверку. Если предпринимателя собрались проверять, скажем, пять разных ведомств, то заявления об исключении из плана нужно подавать в каждый из них.

- Разве сами проверяющие не должны этим заниматься?

Наталья Казакова: Нет, такая обязанность возникнет у них только при формировании планов на 2017 и 2018 годы.

- А если бизнесмен предоставил такой пакет уже после начала проверки?

Наталья Казакова: Она должна быть прекращена. Если орган контроля по какой-то причине этого не сделает, например под влиянием коррупционных факторов, предприниматель имеет право обратиться с жалобой в прокуратуру. Такая проверка не будет признана легитимной, ее результаты недействительны.

- Сколько проверок было исключено из плана в этом году в связи с каникулами?

Наталья Казакова: Окружному управлению генпрокуратуры поднадзорны 24 органа, в их планах на 2016 год было шесть тысяч проверок. После их изучения на предмет соответствия закону мы исключили более двух тысяч. И большинство — именно в связи с каникулами.

- А что касается внеплановых проверок, нововведение сократило их число?

Наталья Казакова: Пока выводы делать рано, поскольку закон действует лишь 2,5 месяца. В прошлом году в УрФО было проведено почти 122 тысячи внеплановых проверок, 54,7 тысячи из них — в отношении малого и среднего бизнеса. Основания для них различные. Во-первых, внепланово и без согласования с прокуратурой можно контролировать исполнение ранее выданных предписаний. Во-вторых, вне графика проверяют заявления о фактах причинения вреда или угрозы жизни и здоровью. В-третьих, проверки могут быть реакцией на жалобы потребителей.

Нередко чиновники под видом административных расследований фактически проводят внеплановые проверки. При обнаружении подобных фактов прокуратура реагирует жестко.

Наконец, внеплановые проверки должны быть организованы по требованию прокурора или поручению руководства страны. Например, в нынешнем году целый ряд ведомств будет проверять готовность к пожароопасному сезону. МЧС проконтролирует детские оздоровительные лагеря, садоводческие, огороднические и дачные объединения, объекты электроэнергетики, транспорта, исправительные учреждения, критически важные объекты, подверженных угрозе природных пожаров. Минприроды России, Рослесхоз, Росприроднадзор проверят государственные природные заповедники, национальные парки и особо охраняемые природные территории и земли лесного фонда. То есть, если у малого бизнеса имеется, например, участок на землях лесного фонда, проверки не избежать.

Наряду с этим число ревизий увеличивается за счет административных расследований, в рамках которых контролирующий орган вправе организовывать внеплановые проверки бизнеса без согласования с прокуратурой. Однако они могут быть возбуждены лишь в том случае, когда факт совершения правонарушения уже установлен и требуется провести, к примеру, экспертизу. Но бывают ситуации, когда чиновники под видом таких «расследований» фактически проводят внеплановые проверки, попросту облегчая таким способом процедуру реализации своих полномочий. При обнаружении подобных фактов прокуратура реагирует жестко. Также не следует забывать, что мы живем в правовом государстве и, если предприниматель считает проводимую проверку незаконной, он вправе себя защитить, требуя соблюдения закона контролерами.

- Известие о каникулах бизнес-сообщество восприняло без особой радости: по мнению его представителей, надзорная нагрузка не очень-то снизилась: остались внеплановые проверки, есть масса критериев для исключения из перечня «счастливчиков». Что вы думаете по этому поводу?

Наталья Казакова: Нет, это сгущение красок. Надзорные каникулы — серьезный фактор снижения нагрузки на малый бизнес, стимулирования его развития. Тем более не следует всякую проверку воспринимать как наказание. Не зря многие предприниматели сами хотят, чтобы их проверили в плановом порядке, чтобы в дальнейшем избежать внеплановых мероприятий. Внезапные проверки приносят бизнесу куда больше забот, порой парализуя работу предприятия на несколько дней.

С другой стороны, проверка может быть предпринимателю и в плюс, ведь она помогает выявить недостатки и «узкие места», дает возможности своевременно их устранить и в дальнейшем избежать серьезных неприятностей.

Источники: РБК, «Российская газета»

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36