620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Новости

18 Марта 2016

Одной загадкой Арктики стало меньше

ТОМСК. Ученые получили первые фактические доказательства сухопутной гипотезы происхождения арктического ледника толщиной в 1 км, покрывавшего большую часть Северного Ледовитого океана примерно 140 тысяч лет назад.  Результаты, полученные шведскими учеными совместно со специалистами Томского политехнического университета, уже вызвали дискуссию, опубликованную в самом известном в мире научном издании, — журнале Nature, сообщает пресс-служба Томского политехнического университета.

Тема возможного оледенения Северного Ледовитого океана во время холодных геологических эпох обсуждается учеными еще с 1888 года. Однако до настоящего времени отсутствовали репрезентативные данные, позволяющие окончательно принять или отвергнуть это предположение.

Первые фактические доказательства гипотезы происхождения арктического ледника, покрывавшего большую часть Северного Ледовитого океана примерно 140 тысяч лет назад, были получены во время совместной 90-суточной российско-шведско-американской экспедиции (SWERUS-С3), совершенной летом-осенью 2014 года. На борту научного ледокола «Оден» (Швеция) ученые проводили исследования в морях Восточной Арктики. Участниками «SWERUS-C3» стали 80 ученых из Швеции, России, США, Нидерландов и других стран.

Проведя исследование, участники экспедиции предположили, что примерно 140 тысяч лет назад существовал гигантский ледяной «язык», который сползал с ледового щита (глетчера), сформированного в Северной Америке, на глубину более 1000 метров. Следствием этого стали глубокие борозды ледового выпахивания на дне океана, точнее на срединно-океанических хребтах (на примере хребта Ломоносова).

Для сравнения, современный ледовый покров Северного Ледовитого океана — это дрейфующие морские льды, толщина которых обычно изменяется в пределах от 2-х до 4-х метров. В районах Северного Ледовитого океана, прилегающих к Гренландии и другим крупным гористым островам, толщина дрейфующих айсбергов, как правило, не больше 100 метров.

«Полученные нами результаты свидетельствуют о наличии огромного количества гигантских айсбергов, дрейфовавших на значительной части Северного Ледовитого океана в предыдущий ледниковый период. По сравнению с ними айсберг, потопивший «Титаник», — просто малыш, — рассказывает профессор Томского политехнического университета Игорь Семилетов. — Свидетельствующие об этом борозды на дне океана были документированы с помощью мощного судового многолучевого эхолота и сейсмопрофилирования высокого разрешения. Для датировки осадков использовались образцы донных отложений, отобранных геологическими трубками».

«Нами впервые были обнаружены следы оледенения — борозды выпахивания гигантскими айсбергами на глубоководном хребте Ломоносова, — говорит профессор И.Семилетов. — После опубликования этой работы можно говорить о том, что гипотеза, высказанная почти 130 лет назад сэром Вильямом Томпсоном, стала научно доказанным фактом. Впрочем, конечно, при этом останется еще много нерешенных вопросов».

Ученый отмечает, что Арктика — по-прежнему одна из самых малоизученных частей планеты. Она хранит еще много тайн, которые только предстоит открыть. Но сегодня одной загадкой Арктики стало меньше.

А В ЭТО ВРЕМЯ…

ЕКАТЕРИНБУРГ. Стартовал трехнедельный тест-драйв уникального вездехода «Бурлак» по маршруту Ивдель—Салехард. Машину создала команда энтузиастов-конструкторов, чтобы совершить автомобильную трансарктическую экспедицию, которая запланирована на 2018 год.

Масштабные трехнедельные испытания на земле, плавучих льдах и воде на Карском море должны подтвердить высокие эксплуатационные характеристики вездехода. Из Екатеринбурга в город Ивдель вездеход доставят на трале, а через Воркуту до Байдарацкой губы, по побережью Карского моря до Салехарда и к месту старта путешественники поедут на новой машине. «Бурлака» будет сопровождать вездеход «Макар», проверенная машина для путешествий уже «бывавшая» на мысе Челюскин.

После испытаний энтузиасты планируют собрать еще один такой вездеход, чтобы установить новый мировой рекорд — покорить Северный полюс на автомобиле в автономном режиме. На рекорд команда пойдет в 2018 году, а уже в 2017-м оба вездехода доставят до точки старта экспедиции — полярной станции на архипелаге Северная Земля.

Отметим, идея автомобильной трансарктической экспедиции принадлежит екатеринбургскому конструктору Алексею Макарову. Он вдохновился рекордом путешественника Василия Елагина, который в 2009 году первым в мире добрался до полюса на колесных автомобилях «Емеля». Но те машины были оставлены во льдах, а путешественники вернулись на вертолетах. Алексей решил создать более совершенную машину, чтобы достичь Северного полюса автономно, без заброски авиацией топлива и продуктов питания, и вернуться на материк своим ходом.

В испытаниях будет участвовать почти весь экипаж предстоящей экспедиции: руководитель Алексей Макаров и рекордсмен Василий Елагин, любители экстремального спорта Максим Белоногов и Андрей Иванов, механики Александр Мяконьких и Сергей Берент. Помимо них в экспедицию на полюс отправится путешественник Сергей Лапин.

Источники: сайт РАН, «Областная газета»

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36