620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Новости

15 Марта 2016

Владимир Якушев предложил решения, которые качественно изменят экономический уклад

ТЮМЕНЬ. Ряд предложений, направленных на повышение инвестиционной привлекательности и достижение успехов в экономике, внес губернатор Тюменской области Владимир Якушев на пленарном заседании инвестиционного форума "Технологии. Территории. Кадры".

Прежде, чем перейти к предложениям региона, В.Якушев дал краткий срез ситуации. Он отметил, что прежняя модель экономического роста, которая эксплуатировалась в предшествующий период, себя исчерпала: "Ее "кончина" случилась даже раньше известных событий - еще на стыке 2012-2013 годов, когда цена на нефть была высока, а экономический рост затормозился. К сожалению, не все успели оценить значимость этих событий. Апологеты так называемой либеральной модели до сих пор ждут, что "нас простят, и нефть вырастет в цене". Так вот, не простят, и не вырастет. А если даже и простят, и вырастет, то прямого значения для роста экономики в том выражении, что нам необходим, мы уже не получим".

Глава региона уверен, что нужны новые, качественные решения, меняющие не просто отдельные нормативно-правовые документы, но и сам экономический уклад. Решения, которые сформируют модель, приводящую в движение глубинные слои экономики. И здесь, по его мнению, необходимо помнить о том, что во многом рост предыдущего периода был связан с увеличением потребления, которое обеспечивалось в значительной части за счет импортных товаров, что не позволяло запустить полноценное развитие собственной промышленности и технологий.

"Трудности последнего периода эти проблемы только обострили. Отсюда возникла необходимость активного импортозамещения и наращивания собственного производства практически во всех отраслях. Думаю, вы со мной согласитесь, что импортозамещение не будет полноценным, если мы по-прежнему будем производить товары на импортном оборудовании и по импортным технологиям. Нам нужны новые производства, основанные на наших собственных технологиях", - уточнил он.

В.Якушев озвучил и несколько предложений, вытекающих из тюменского опыта, который позволил региону последние семь лет подряд иметь рост промышленности в диапазоне 110-115% за счет ввода новых обрабатывающих производств.

"Мы абсолютно уверены, что необходимо внедрение элементов государственного планирования экономики в отдельных наиболее важных для жизнедеятельности государства областях, - уточнил он. - Речь идет о разработке планов развития инфраструктуры, индустриализации и технологий. Разумеется, такие планы должны быть увязаны с процессом бюджетного планирования и финансовыми планами крупных игроков".

Так, по его словам, план индустриализации должен включать в себя все проекты модернизации действующих и создания новых промышленных производств с расстановкой их по субъектам Российской Федерации. С определением конкретных мер поддержки, направленных на быстрейшее достижение результата со стороны органов федеральной, региональной, муниципальной власти, ресурсоснабжающих организаций и самого инвестора.

"Это же позволит сконцентрировать финансовые ресурсы и льготы, которые имеются в распоряжении всех уровней власти на таких проектах, а также выстроить под них инвестиционные программы ресурсоснабжающих организаций. Мы получим уникальную возможность планировать развитие тех производств, которые шаг за шагом позволят заместить импорт, параллельно наращивая несырьевой экспортный потенциал. Цель одна – ускоренное развитие собственной современной и гибкой индустриальной экономики и определение проблемных точек ее развития в формате онлайн, а при необходимости и принятие жестких мер реагирования", - подчеркнул он.

Такие меры позволят понимать, кому, сколько и когда нужно специалистов и какого они должны быть уровня подготовки, уверен губернатор. Это, в свою очередь, гарантия качественного исполнения государственного задания вузами и ссузами, получающими бюджетное финансирование на подготовку таких кадров. В долгосрочном плане технологического развития будет, уверен губернатор, во-первых, исчерпывающий перечень критично важных и перспективных для страны технологий, который должен быть подробно расписан между государственными заказчиками, ответственными за их разработку, с определением конкретных сроков, когда и какие технологии должны быть получены и внедрены. Разумеется, в разработке такого заказа должны участвовать только те бюджетополучатели и институты развития, материально-техническая база и научно-кадровая составляющая которых, позволяет выполнить госзаказ качественно и в срок.

"Для разработки технологий, по которым у нас нет готовых наработок, либо они утрачены и их восстановление с финансово-экономической точки зрения нецелесообразно, должны быть привлечены иностранные исполнители, которые имеют необходимые наработки и компетенции", - считает глава региона.

По мнению В.Якушева, необходимо и стимулировать приобретение контроля соответствующими российскими юридическими лицами над иностранными малыми предприятиями и отдельными институтами, имеющими пока недооцененные патенты и перспективные разработки, которые будут определять картину в своих сферах на несколько десятилетий вперед. Причем к решению этой задачи должен быть активно привлечен частный и корпоративный капитал. Для его стимулирования необходимы поправки Налогового кодекса, дающие возможность вычета части сумм, направленных на приобретение инновационной продукции и разработку новых технологий, из налога на прибыль. Также необходимо доработать федеральные законы №№ 44 и 223, окончательно установив приоритет такой продукции и определив порядок разработки и актуализации ее единого реестра.

"Во избежание спекуляций сразу отвечу тем, кто скажет, что плановость и прочие предложения являются ущемлением частной и рыночной экономики. Я не про Госплан и иные меры жесткого регулирования. Мы прошли этот этап в ХХ веке и возврат в то время невозможен хотя бы потому, что мы уже стали совсем другими. Но чем тщательнее мы будем планировать, а самое важное предопределять развитие и темпы роста экономики, создавая технологический и производственный задел себе и нашим потомкам, тем больший эффект получим", - подчеркнул В.Якушев.

Рассуждая о наиболее эффективной связи образования и экономики, устранении перекосов в коммуникациях этих двух систем, губернатор рассказал, что в регионе апробировали несколько вариантов подготовки специалистов в учреждениях профобразования. Так, в Ялуторовском агроколледже с привлечением немецкой аграрной академии "Дойла" из Нижней Саксонии, запустили центр подготовки современных кадров по системе дуального образования. А в Тюменском лесотехникуме создали принципиально новую модель, дающую плотную связку реального сектора экономики и системы подготовки кадров. В рамках этой модели руководители предприятий, для которых техникум готовит специалистов, имеют право на корректировку образовательного плана под свои реальные нужды. А также право аттестации преподавателей, которые, в свою очередь, обязаны регулярно проходить трехмесячную стажировку на самых современных предприятиях отрасли. А ведущие специалисты этих предприятий временно по отдельным дисциплинам приходят преподавать в техникум. При этом им сохраняется оплата труда на постоянном месте работы.

"Когда нам говорят про инвестиционную привлекательность стран и регионов, мы понимаем, что в основе такой привлекательности и в целом успехов в экономике лежит реальная ситуация в муниципалитетах, поскольку именно они составляют любой регион, а в конечном итоге и государство. Тюменская область - это совокупность 26 конкретных муниципальных районов и городских округов. Учитывая это, всю работа по их развитию, если брать укрупненно, состояла из семи этапов, ее назвали "7 шагов".

Среди них - создание системы коммуникаций, когда любой инвестор взаимодействует с подразделениями федеральных органов власти, региональным правительством, муниципальными администрациями, ресурсоснабжающими организациями и институтами развития.

"Также мы выдали всем муниципалитетам показатели роста экономики, к которым им необходимо стремиться, взяв за основу показатели, которые доведены главам субъектов указом президента, - добавил он. – Еще одним шагом стало введение системы рейтингования и мониторинга муниципалитетов. По итогам года свод показателей статистики, данные реестра инвестиционных проектов, где указано, сколько каких проектов приходится на каждую конкретную территорию и мнение экспертов, представляющих бизнес, которые ложатся в основу рейтинга муниципалитетов".

Есть в регионе и система стимулов и антистимулов по итогам такого рейтинга. На премию могут рассчитывать только те, кто вошел в первую десятку рейтинга. Точно также распределяется и бюджет развития. "А по джентльменской договоренности между нами глава муниципалитета, занявший последнее место в рейтинге, покидает свое место работы, - уточнил губернатор. - Главы муниципалитетов получили и набор лучших практик других регионов и муниципалитетов для прямого использования в виде готового к внедрению муниципального стандарта. Этот стандарт включает в себя 13 пунктов. Ежеквартально главы, а с этого года их заместители, курирующие экономику, проходят регулярную учебу".

В Тюменской области, как отметил Владимир Якушев, существует и комплексная система поддержки проектов. Так, любой инвестор получает право на пользование всем пакетом услуг государственной и муниципальной поддержки. Этот пакет включает предоставление (без торгов) земельного участка, получение налоговых льгот, отраслевых субсидий и инвестиционных займов под 7% годовых. Только такой подход может обеспечить дальнейший рост промышленности и экономики в сложнейших современных условиях.

Уже давно в регионе есть и отраслевые стратегии с планами, предусматривающими реализацию конкретных инвестиционных проектов, привязанных к муниципальным площадкам. На них сориентирована вся система государственной поддержки, сформированы отдельные планы развития для каждого муниципалитета, куда внесены ключевые проекты для развития экономики каждой территории. Закреплены ответственные со стороны муниципалитетов и областного правительства в формате проектной команды. 

"Мы знаем, куда мы движемся, понимаем, кто отвечает за каждый процесс и проект, и насколько этот человек подготовлен. Видим, чем конкретно мы можем помочь каждому проекту и, стало быть, уверены в том, что снова получим рост", - подчеркнул губернатор.

Заканчивая свой доклад, В.Якушев сфокусировал внимание присутствующих на формуле успеха, которая, отвечает веяниям времени. "Планировать развитие, закладывая рост по всем основным направлениям и показателям. Концентрировать ресурсы, определяя ответственных. Задействовать ресурсы каждой, даже самой маленькой территории, через ее рост, получая совокупный рост региона и страны в целом. Запустить все источники нового технологического роста, способного изменить облик нашей экономики в среднесрочной перспективе. Массово и целенаправленно готовить под это кадры", - заключил он.

Источник: ИА «Тюменская линия»

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28      
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36