620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Новости

26 Февраля 2016

РАН и РЖД ускорят развитие железнодорожной отрасли

МОСКВА. Российская академия наук и ОАО “Российские железные дороги” заключили очередное соглашение о сотрудничестве. Подписи под документом поставили президенты РАН и компании “РЖД” Владимир Фортов и Олег Белозеров. В первый раз подобная договоренность была достигнута в 2006 году, следующая - в 2010 году.

Для взаимодействия с РЖД Российская академия наук собрала самых разных экспертов: энергетиков, механиков, специалистов по логистике... Ученые РАН, выполняя решения Совета Безопасности и Государственного совета, большое внимание уделяют обеспечению защищенности от катастроф критически и стратегически важных объектов.

О достижениях в этой области как раз накануне шла речь на заседании Президиума РАН, одним из вопросов которого стала безопасность на железных дорогах. Активно работает Объединенный ученый совет ОАО “РЖД”, в состав которого входят ведущие отраслевые и академические ученые. “Прямое взаимодействие с отраслевой наукой для академии очень важно”, - подчеркнул В.Фортов.

По словам О.Белозерова, подписанный документ необходим РЖД для актуализации и научных знаний, и практического обеспечения деятельности компании. “Без науки мы точно никуда не двинемся”, - заявил он. Глава РЖД считает, что железнодорожная наука “находится на высочайшем уровне, но это было бы невозможно без совместных исследований, проводимых отраслевыми специалистами и учеными РАН”. “В академии всегда найдут наилучшее решение”, - сделал комплимент партнерам глава РЖД.

В.Фортов и О.Белозеров рассказали об основных направлениях совместной работы, которые предусматривает новое соглашение. Документ учитывает опыт взаимодействия в рамках соглашения 2010 года, а также изменения в правовом статусе РАН и порядке управления научными исследованиями, связанные с созданием Федерального агентства научных организаций. Соглашение включает несколько направлений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ: “Качество, надежность, безопасность”, “Перспективные технологии”, “Эффективность”, “Инновационная экосистема и научно-технический комплекс” и “Рациональное природопользование”.

Сотрудничество будет продолжено в таких областях, как стратегическое планирование развития железнодорожного транспорта; повышение защищенности важных объектов от тяжелых катастроф; безопасность эксплуатации железных дорог в экстремальных условиях Сибири и регионов Крайнего Севера; совершенствование систем энергообеспечения транспорта, (суперконденсаторы, местные энергоустановки, парогазовые электроустановки); кибербезопасность интеллектуальных систем управления и т.д.

“Тема безопасности и надежности технических структур и аналитических систем обширна. Это клубок вопросов очень нелинейный: требуются сложные математические модели”, - отметил президент РАН. Он рассказал, что совместная деятельность будет касаться и медицинских проблем: при огромных скоростях и нагрузках на транспорте необходимо регистрировать самочувствие машиниста. Будут решаться социальные вопросы с учетом перспектив развития Транссиба и территорий опережающего развития.

Один из вопросов, который волнует РАН и РЖД, - взаимодействие “колесо - рельс”. Занимается этим наука трибология (наука о трении и процессах, его сопровождающих). Проблема не новая, но появляются более совершенные методики диагностики. “Сегодня изменилось и само колесо, - заметил О.Белозеров. - Это более эффективное колесо”. По мнению главы РЖД, одним из основных направлений совместной работы должен стать переход “на хорошие математические модели”.

Президенты ответили на вопрос, не помешает ли экономическая ситуация в стране реализовать задуманное.

- Я был бы неискренен с вами, если бы сказал, что все у нас безоблачно. Инвестиции приторможены, и это влияет на нас тоже. Тем не менее, даже в этих сложных условиях, в кризис, мы видим со стороны РЖД желание поддержать науку и получить результаты. Необходимо понимать, что потери от аварий и неправильных решений исчисляются многими процентами ВВП, - ответил В.Фортов.

- РЖД добавили свои инвестиции в науку, именно потому, что сейчас мы не настолько богаты, чтобы принимать непродуманные решения, - обозначил логику своей компании О.Белозеров.

Соглашение между РАН и ОАО “РЖД” будет реализовываться посредством заключения отдельных договоров. Для координации НИОКР создана двусторонняя рабочая группа. Ее сопредседателями стали старший вице-президент ОАО “РЖД” по инновационному развитию - главный инженер В.Гапанович и председатель Рабочей группы при президенте РАН по анализу риска и проблем безопасности, главный научный сотрудник Института машиноведения РАН член-корреспондент РАН Н.Махутов.

Источник: газета «Поиск»

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36