620014 г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29
тел. +7 (343) 371-45-36

Новости

11 Февраля 2016

Доктор экономических наук Сергей Баженов: ЖКХ не следует отдавать частникам «на кормление»

ЕКАТЕРИНБУРГ. Российское правительство приняло Стратегию развития ЖКХ до 2020 года. В ней намечены пути решения самых острых проблем. В частности, поставлена задача переселить всех обитателей аварийного жилья в нормальное, довести через несколько лет долю домов, в которых воду можно пить прямо из-под крана, до 79,3%.

Причем «пожить в эту пору прекрасную удастся и мне, и тебе», так как на реализацию отводится пять лет, считая и год нынешний. Из-за такого близкого горизонта планирования кое-кто из критиков вообще не воспринимает данный документ в качестве стратегического, рассматривая его как среднесрочную программу работы федерального Министерства строительства и ЖКХ.

С этой оценкой согласен и председатель комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ при Торгово-промышленной палате Андрей Широков, по мнению которого «Стратегия-2020» не в полной мере соответствует требованиям Федерального закона «О стратегическом планировании в РФ», хотя ее разработчики всегда особо подчеркивали, что она подготовлена в соответствии с этим законом.

Обращают на себя внимание масштабы преобразований, которые предстоит совершить в сжатые сроки. На то, чтобы завершить переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года, отводится нынешний и следующий годы. Однако на этом работа не закончится — будут созданы новые механизмы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года. Как отметил председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин, на первый этап переселения «нужно из бюджета страны единовременно выделить не менее 1,7 трлн рублей».

Большая часть экспертного сообщества положительно оценивает уже сам факт разработки стратегии развития такой проблемной сферы, как ЖКХ. А то ведь у нас в Свердловской области, считай, дня не проходит без сообщений о коммунальных авариях. Ну, а масштабные срывы стали причиной многих акций протеста. Отсутствие отопления в зимнее время в Белоярке, коммунальные беды в Артемовском вынудили людей требовать отставки не только местных руководителей, но и губернатора Евгения Куйвашева.

Все это настолько достало, что многие ожидают чуда от инициатив в запущенной донельзя сфере ЖКХ. Хотя надо быть реалистами и понимать, что с наскока копившиеся десятилетиями проблемы не решить. Так что нужно настраиваться на трудную работу. Но это вовсе не умаляет судьбоносности разработанной стратегии. Ведь от состояния ЖКХ во многом зависит благополучие людей, их здоровье и самочувствие.

Особо хотелось бы отметить, что в утвержденный документ частично вошли некоторые идеи, высказанные уральскими учеными. Так, раздел, где ставится задача модернизации, корреспондирует с тем, что регулярно озвучивается заместителем директора Института экономики РАН доктором экономических наук Сергеем Баженовым. Этот специалист вразрез с общепринятой точкой зрения, что, к примеру, «хрущевки» надо безжалостно сносить, имеет иное мнение.

«Запас их прочности довольно велик, — утверждает ученый. — Ведь в то время, когда строились пятиэтажки, а также первые серии девятиэтажек (1980—1990 гг.), в нашей стране доминировала оборонная промышленность». На практике это означало, что строительные организации контролировались и военными, и гражданскими министерствами. Поэтому качество цемента, стройматериалов, другой продукции, используемой в строительстве, было очень высоким. Все СНИПы, ГОСТы были рассчитаны так, что коэффициент надежности доходил до 200 и даже 300%, отмечает С. Баженов. И делает вывод: «Сегодня многим «хрущевкам» можно значительно продлить жизнь, лишь заменив систему электроснабжения, вычистив подвалы, заново проведя гидроизоляцию и покрыв крышу». И это серьезный резерв при осуществлении Стратегии развития ЖКХ.

Для свердловчан, натерпевшихся от деятельности областного Фонда капремонтов, который до недавних пор возглавлял Александр Караваев, наиболее интересен, думаю, раздел стратегии, где речь идет о том, как теперь будет осуществляться сбор средств, отбор домов для капремонта и т.д.

Глава центра «Народная экспертиза» Общероссийского народного фронта Николай Николаев считает необходимым увязать Стратегию развития ЖКХ с планами других отраслей, завязанных на «коммуналку». Не мешало бы усилить и борьбу правоохранительных органов с коррупцией в коммунальной сфере. Ведь воруют здесь люто.

Не очень нравится и то, что в стратегии большая часть ответственности за развитие и обновление отрасли перекладывается с государства на плечи частных инвесторов. Потому что тем самым возрастают риски монополизации рынка концессий в коммунальной сфере компаниями, близкими к региональным и местным элитам, и вывода капиталов из отрасли. А обозначенный в стратегии уход государства в 2020 году из коммунальной сферы и вовсе представляется недопустимым. «Даже если государство ставит целью перевести ЖКХ на самоокупаемость и самофинансирование, это вовсе не означает, что такую важную жизнеобеспечивающую отрасль следует отдать частникам «на кормление», — категоричен эксперт С. Баженов.

Вызывает сомнения основная новация стратегии: введение государственного контроля за размерами прибыли, получаемой управляющими компаниями. В качестве же обоснования кивают на Германию, где и рентабельность коммунальщиков фиксируется на определенном уровне, и за прозрачностью расчетов по всем тарифам строго следят. Но тут я бы советовал не забывать известное правило: что немцу здорово, то русскому…

ФАКТ:

Годовой оборот в сфере жилищно-коммунального хозяйства, как указано в Стратегии развития, превышает 4,1 трлн рублей, это более 5,7% валового внутреннего продукта России.

Источник: газета «Уральский рабочий»

Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Поиск по новостям
© 2006 — 2007 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

г. Екатеринбург
ул. Московская, д. 29

+7 (343) 371-45-36